Улица Малая Житомирская
На этой улице возвышаются в своем величии несколько успешных проектов Н. Горденина, в частности, это дома № 20 и № 20 А, а также дом № 13/6.
а)
*Жилые дома № 20 и № 20 А по заказу Е. Карвовской, 1894 г., (адрес: ул. Малая Житомирская, 20, 20 А).
Трехэтажный на цокольном этаже, кирпичный, оштукатуренный, в плане прямоугольный, с двумя квартирами на этаже. Открытый брандмауэр обращен к скверу на Владимирском проезде. Перекрытия плоские. Фасад имеет семидольную симметричную структуру, выделенную тремя ризалитами. Центральный ризалит обрамлен сдвоенными пилястрами и тричетвертными колонками коринфского ордера, увенчан треугольным фронтоном с лепной декоративной композицией с геральдическим гербом и маленькими сдвоенными пилястрами ионического ордера. Боковые ризалиты обрамлены пилястрами ионического ордера с каннелюрами, увенчаны трехдольным фронтоном с полуциркульным завершением центральной части, круглым окном и миниатюрными пилястрами.
В подъезде дома в вестибюле находятся вот такие вот колонны и лестница с кованой балюстрадой.
Четырехэтажный дом (первый этаж цокольный), кирпичный, оштукатуренный, в плане Т-образный, с четырьмя квартирами на этаже. Перекрытия плоские. Имеет симметричную пятидольную структуру фасада, выделенную центральным и боковыми ризалитами. Центральный ризалит акцентирован большими тричетвертными колоннами коринфского ордера по третьему-четвертому этажам и завершен полуциркульным фронтоном с круглым чердачным окном. Сохранился восьмерик, который является основой утраченной главки. Боковые ризалиты выделяются двойными плоскими пилястрами коринфского ордера. Меандровый пояс разделяет третий и четвертый этажи. Наличники окон украшены замковым камнем, филенки подоконников заполнены разнообразным лепным орнаментом. Свесы карниза поддерживаются декоративными консолями, между которыми размещены квадратные филенки с растительным орнаментом.
Доходные дома № 20 и № 20 А решены в стиле историзма, характеризуются богатой пластикой фасадов и широким использованием элементов архитектуры эпохи ренессанса.
*Предложенная нумерация двух домов взята из веб-ресурса pamyatky.kiev.ua. На карте ресурса Яндекс.Карты (https://yandex.ua/maps/143/kyiv/?ll=30.519991%2C50.453996&z=18) оба дома обозначены как единый дом № 20 А. В то время как на карте ресурса Google Maps дома имеют обратную нумерацию. То есть первый дом обозначен как № 20 А, а второй − № 20.
Дома помощи еврейскому народу
В начале 20 в. в квартирах на первых этажах домов № 20 и № 20 А находилось киевское отделение Общества распространения образования среди евреев в России. Его основали в 1863 г. в Санкт-Петербурге. Общество было значительной культурно-просветительской организацией евреев Российской империи. Киевское отделение действовало с 1903 г. Регионом его деятельности был определен Юго-Западный край (Киевская, Подольская и Волынская губернии). Первым председателем киевского отделения был сахарозаводчик и меценат Лазарь Бродский (учредитель Второго Пароходного общества по Днепру и его притокам, директор Киевского общества водоснабжения, член совета Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, директор Общества мукомольной паровой мельницы, член совета Общества взаимного кредита.
После его смерти (1904 г.) должность отдали врачу и общественному деятелю Максу-Эммануилу Хаскелевичу Мандельштаму.
А затем пост перешел в руки мецената барона В. Гинцбурга. Общество отстаивало широкое приобщение еврейской населения к общественной жизни в стране, отказ от ортодоксально-замкнутой системы образования. С этой целью содержало за свой счет начальные школы, организовывало лекции. С 1906 года на ул. Малой Житомирской, 20, действовала библиотека отделения, которой руководил исследователь еврейских древностей Г. Барац. В 1913 г. фонд библиотеки составлял более 10 тыс. томов (теперь подавляющая часть вошла в коллекцию еврейской литературы Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского НАНУ). В целом количество членов Киевского отделения превышала 700 человек (по данным на 1909 г.); с ним активно сотрудничали филантропы Л. Бродский
и М. Б. Гальперин,
общественный деятель и публицист Г. Гуревич, юрист и общественный деятель А. Марголин.
Во время 1-й мировой войны в части помещений, которые ранее занимало отделение, расположился комитет Киевского общества для оказания помощи еврейскому населению, пострадавшему от военных действий. Деятельность еврейских общественных структур в доме на ул. Малой Житомирской, 20, продолжалась до 1920 г.
История одной ошибки
В 1965 году на фасаде дома № 20 была ошибочно установлена мемориальная доска о пребывании здесь писателя Н. Лескова (гранит, арх. В. Шевченко). На самом деле писатель с 1849 г. до нач. 1850-х гг. жил на территории современного участка на ул. Малой Житомирской, 11, (тогдашняя застройка не сохранилась).
б)
Жилой дом № 13/6 по заказу Ф. Карвовского, 1896 г., (адрес: ул. Малая Житомирская, 13/6).
Жилой дом № 13/6 занимает краеугольный участок. Является частью фронта исторической застройки одного из кварталов Старого города.
Во время строительства в проект были внесены изменения: построен дополнительный четвертый этаж, в результате чего исчезли предусмотренные автором луковичные башни на крыше, изменена форма завершений раскреповок и рисунок оконных наличников. Во время капитального ремонта 1956 г. в доме были полностью переработаны интерьеры.
Дом четырехэтажный, кирпичный, в плане Г-образный, с асимметричными крыльями (на семь и девять окон). Главный вход и проезд во двор находится со стороны Михайловского переулка. Закругленный шестигранный эркер большого выноса играет роль основного архитектурного акцента в композиции здания. Тектоника главных фасадов основывается на противопоставлении четких поярусных членений, подчеркнутых междуэтажными группами, поясками и карнизами, с вертикалями боковых раскреповок, которые знаменуют горизонтальное движение и увенчаны пятигранными шпилями. Ведущим архитектурным мотивом фасадов являются арки разных размеров, которые применены в перемычках оконных проемов, стенках, мелких членениях карнизов. Кирпичные элементы архитектурного декора заимствованы из разных источников. В общих закономерностях построения фасадов, основанных на принципах ренессансной архитектуры, чувствуется влияние византийского стиля (перспективные архивольты наличников, сдвоенные и строенные арочные окна с романскими колоннами в простенках) и демократического течения русского стиля 1870-х гг., который опирался на народную орнаментику (зубцы, поребрик, городки, ширинки, тонкие колонки с гирями на боковых лопатках ризалитов, т.д.). На фоне пышной разукрашенности кирпичных стен теряются детали художественного металла: решетки балконов и парапета, кружевной навес над входом, опирающийся на тонкие витые колонки. Внутри дома сохранились только металлические ограждения двухпролетной лестницы. Нарядная пластика главных фасадов ставит дом в ряд выдающихся произведений периода историзма в Киеве.