Театр и кино

Спектакль «Санация», постановка Бржетислава Рыхлика, по одноименной пьесе Вацлава Гавела

Уроки от санации

Каждый спектакль несет свой дидактический посыл, а зритель обязан решить для себя, чему он научился после просмотра. Мне удалось вынести следующие моменты:

  • Если давление власти оказывается нестерпимым, можно всегда отказаться от близости к ней. В данном случае, на примере Плеханова, автор выбрал для своего героя смерть.
  • Если ваша совесть подобна резиновому мячу, то нею можно играть без последствий, она всегда вовремя отскочит. В пьесе практически каждому герою приходится быть немного бесчестным: до, во время или после санации. На примере Альберта мы видим затравленного после тюрьмы человека, который все же берет себя в руки, и его совесть, подобно резиновому мячу, начинает успешно и планомерно отскакивать от реальности.
  • В длинных и полных философских рассуждений монологах участников спектакля скрывается простой подтекст − усталость и депрессия. Долго и мучительно говорящая со Зденеком Луиза устала от ноющего мужа; витиевато изъясняющийся Альберт и оппонирующий ему Ульч устали от собственной ненужности; написавшие весьма разумное и длинное письмо главному проектировщику санации Зденеку жители города устали от неопределенных сроков и беспорядочных решений. Только полумолчаливые, говорящие топорно или практически немые фигуранты пьесы формируют канву действующих персонажей, которым только бы чем-то руки занять, а мысли им не нужны.
  • Нельзя ждать от Гавела смешной и легкой комедии, в которой предсказуем каждый следующий шаг любого героя пьесы. Смесь абсурда, трагизма и аристократического юмора − в этом суть повествования «Санации», ее робкий крик, когда зрителю нужно решать, готов ли он реально воспринимать происходящее на сцене или ему нет до этого никакого особого дела, потому что трактовка текста и действий вызывает определенные умственные сложности.