Театр и кино

Спектакль «Санация», постановка Бржетислава Рыхлика, по одноименной пьесе Вацлава Гавела

Амурная история № 1

Вот уже 20 лет мучают друг друга Зденек Бергман и Луиза. Он утвержден в должности главного проектировщика будущего города-сада, а она, его верная и терпящая жена, вынуждена служить подле него рядовым сотрудником.

Зденек Бергман, главный проектировщик (Александр Логинов). Луиза, архитектор (засл. арт. Украины Наталья Ярошенко).
Зденек Бергман, главный проектировщик (Александр Логинов).
Луиза, архитектор (засл. арт. Украины Наталья Ярошенко).

Логинов и Ярошенко отлично передают палитру чувств при увядающих отношениях живущей вместе семейной пары.

Весь пыл его немного резонирующей на фоне бюрократии ревности, угроза суицида, страх и трусость перед системой, для которой он готов стать овощем, подробно раскрыв кому нужно тайны собственной жены, вызывают легкий привкус отвращения. Зденек нетактичен, злобен, полон эгоизма, но в то же время ему импонирует возможность быть свободным в решениях, несколько либеральным и даже филантропичным, управляя группой работающих в замке архитекторов и секретарей.

Луиза – любительница минорного лада. Ее спутнику жизни не нужна ее преданность. Ему постоянно хочется вызывать в ней материнскую жалость. Поскольку Зденек давно потерял свои истинные чувства по отношению к жене, но лишится ее ему жаль, ведь привычка не часто позволяет нам легко избавиться от старого велосипеда или поломанной игрушки, он мучает ее ежедневными обидами и ревностными предположениями. Луиза для него всего лишь плечо, на котором он может спокойно плакаться.

В ходе пьесы мне особенно нравятся их кофейные посиделки, во время которых умная жена анализирует все поступки глупого и утратившего рыцарские достоинства мужа, координируясь тремя взаимосвязанными понятиями: метафизикой, экзистенцией и философией.

В целом, Луиза поступает так, как и должно действовать зрелой женщине: она выслушивает бесконечные тирады от Зденека о том, как он несчастен, ничего не меняет в нем, а лишь мудро терпит. По ее словам она уже не та прежняя Луиза, способная на сумасбродные поступки. Она утратила себя, став психоаналитиком мужа.

Луиза и Зденек как будто воплощают обе половины рабочего коллектива: женскую и мужскую. Женщины пытаются угодить, а мужчины напористо следуют своим собственным желаниям и амбициям в рамках нездорового эгоизма.