Пожалуй, эту заметку стоит начать афоризмом Вацлава Гавела
о власти: «Мне всегда был интересен экзистенциальный аспект власти, ведь тот, кто теряет власть, вместе с ней теряет и смысл жизни».
Гавел создал свою пьесу «Санация» в преддверии распада СССР, в 1987 году. В ней ему очень точно и максимально аккуратно удалось изобразить всю бессмыслицу масштабных, но абсолютно несуразных перестроек-изменений-улучшений любого общества под давлением тоталитарного режима в любом его проявлении.
В пьесе есть тот непознанный и тайный смысл, который неведом поколению 90-ых гг. Даже мне, родившейся в начале 80-ых гг., нечего сказать о давлении власти или начавшейся перестройке, потому что мой мир того времени полон радужных воспоминаний детства, немного омраченных танками (во время распада Союза), стоящими перед школой, в которой я училась. Кто-то делал революцию, но мне до нее не было дела, мне хотелось, чтобы за мной пришла бабушка и отвела меня домой. В тот момент во мне не было ни боязни, ни ненависти к кому-либо. Мне было все равно, что вокруг происходит некая санация. В 9-10 лет воинами не становятся, тем более в среднеазиатских странах под названием Абсурдистан, о котором часто писал Гавел, имея в виду многие государства того, хотя зачем мелочится, и нашего времени.
Вначале стоит разобраться с названием пьесы, потому что многим просто неведомо это слово. На самом деле слово вовсе не несет плохую коннотацию.
Санация (от лат. sanatio (оздоровление, лечение)) – система разного рода мероприятий (структурная перестройка, реструктуризация кредиторской задолженности, изменение ассортимента производимой продукции, сокращение числа работающих, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений и т. п.), которые позволяют избежать банкротства. Санация может осуществляться при участии банков, органов исполнительной власти, коммерческих организаций и др.
Но в нашем конкретном случае санация связана с изменением не только внешнего облика города, но и человеческих душ, которые проявляют все свои злые и добрые качества, чтобы как можно комфортней разрешить внутренний и внешний конфликт.
Режиссером постановки стал Бржетислав Рыхлик, который лично знал Гавела, уважал и ценил Вацлава, как наставника, потому что между двумя артистическими личностями была существенная разница в возрасте, когда они познакомились.