Изюминки

Виктор Пальмов и 4 колористических полотна в арт-центре «Мистецький Арсенал»

Удивительная выставка (июль-начало августа 2016 г.), на которую мне удалось попасть в киевском арт-центре «Мистецький Арсенал», была посвящена творчеству К. Малевича. Малевич, чьи полотна (к сожалению, всего лишь 2) висят в самой конечной части Арсенала, является доминантой выставки. При этом все стены завешаны работами других художников и информационными плакатами о жизни и творчестве Казимира Севериновича.

Нет, я не собираюсь в этом посте описывать 2 полотна К. Малевича. Мне бы хотелось посвятить мою заметку кусочку творчества художника-футуриста Виктора Пальмова.

Любоваться работами Пальмова, вернее его 4-мя картинами, а также полотнами других художников выставки, можно благодаря коллекционеру и художнику И. С. Дыченко. После его смерти в 2015 г. жена И. Дыченко, В. Вирская, передала коллекцию в подарок государству.

Почему же я выбрала именно В. Пальмова? Все очень просто: он изобрел такой художественный стиль как ЦВЕТИСТОСТЬ. Казалось бы, а что здесь такого? Но посудите сами, при взгляде на картины художника остается не только масса внутреннего взрыва эмоций, но и вулкан цветорадуги.

В свое время В. Пальмов предложил собственное определение понятия реализма, а именно реальности цветной картины: «Когда цвет оказывает влияние, воспринимается эмоционально, значит формально присутствуют элементы художественного реализма, значит картина является реальной».

Значение работы измеряется уровнем влияния на реципиента. Поэтому именно цвету отводится особая роль, поскольку по мнению В. Пальмова реальность изображаемого воспринимается только в том случае, если в воображении остается отпечаток (ассоциация, эмоция).

Из всего этого выплывает и своеобразный манифест художника: «Рассматриваю цвет в рамках полотна как главную цель, но не средство. Вижу в действии цвета реализм современности».

Тогда почему бы мне не восхититься действием цвета в реализме картины «Пляж»?

palmov15
Пляж. Холст, масло. 1926 г. (87×87)

Невозможно оценить красоту этого полотна без узких полосок света, падающих на светящийся зной роскошных женских тел.

Давая интервью газете «Факты» в 2003 г., Дыченко рассказал, что нашел эту картину чисто случайно по кусочку полотна с изображением пяты, которая торчала из-за шкафа в доме одного наследника коллекционера. Дыченко помогло его воображение: он просто «дорисовал» все остальное и получил желаемый результат. На то время за картины Пальмова просили что-то около 28-30 рублей.

«Пляж» − это феерия белого цвета, самая известная картина художника: у Пальмова на этот счет существовало свое видение роботы с чистыми красками из тюбика: «Обработка красок происходит следующим образом − посредством их смешивания с белой краской. От этого повышается цветная сила краски. При отсутствии белого она наоборот понижается».

«Пляж» − цветистость в чистом виде. При помощи цвета прекрасно разрешено пространственное построение картины. Почему люди на пляже настолько близки зрителю? Ответ прост: спектралистическая картина является также пространственной, «но не потому, что художник акцентирует этот момент, разрушая или уменьшая силу цвета на разных планах, а потому что разные цвета спектра одинаковой интенсивности занимают разные места в пространстве: одни находятся ближе: красный или желтый, другие дальше: синий или зеленый. «Пляж» динамичен именно благодаря природной пространственности цвета. В силу этого свойства поверхность картины становится нестабильной: в некоторых местах она приближается, а в других отдаляется. Именно поэтому повышается динамичность влияния цвета в игре контрастирующих между собой цветов».

Поскольку в арт-центре «Мистецький Арсенал» проводил свою авторскую экскурсию искусствовед Дмитрий Горбачев, мне удалось прочесть историю, которую он поведал о В. Пальмове и его жене, связанную с пляжем.

Как-то художник повез свою жену Капитолину на пляж. А оказалось, что она не умеет плавать. Пальмову это было неприятно, потому что в свое время он был кочегаром на судне, которое плыло в Японию. И Пальмов решил научить Капитолину плавать. На лодке вывез ее на середину водоема и выбросил за борт. Она этот жест не поняла, барахталась и кричала: «Я давно поняла, что ты меня разлюбил!» Все-таки Виктор вытащил Капитолину и вывез на берег. Потом она хорошо держалась на воде.