Примечательности

Дворянские островки Лукьяновки

Поскольку в районе Лукьяновки как в XIX, так и в начале XX вв., было много общеобразовательных заведений, включая медицинские школы, гимназии, музыкально-педагогические курсы, детские сады и подготовительные училища, а также лечебные учреждения: бесплатная больница Цесаревича Николая для чернорабочих (теперь «Охматдит»), амбулаторное отделение больницы Кирилловских богоугодных заведений, больница при губернской тюрьме, больница для душевно- и нервнобольных и алкоголиков Лихтермана, и т. д., интеллигенция, которая хотела жить поближе к месту работы, снимала квартиры в новых доходных домах, которые строились в отдаленных районах Лукьяновки на то время, или же находила средства на постройку особняков.

Возвращаясь к вышеупомянутым гражданским заведениям, попытаюсь показать те доходные дома, особнячки или специально предназначенные здания, в которых они размещались. Хотя не забуду также упомянуть и архитектурные изюминки, которые формируют зодческую канву города и по сей день.

Школа живописи и лепки академика В. Галинского, а также Польское гимнастическое товарищество, (адрес: ул. Сечевых Стрельцов/бывшая Львовская, 14).

Школа и товарищество располагались в доходном доме, построенном в 1898 г.

Яркий образчик доходного дома конца 19 ст., архитектурный стиль: историзм. Возведен по проекту арх. В. Николаева на участке, принадлежавшем инженеру-технологу и деятелю городского самоуправления Ф. Фальбергу.

В основу планировочной организации дома положена Т-образная секция, в центре которой находятся парадные и черные лестницы. Каждый этаж рассчитан на две большие пятикомнатные квартиры, в которых кухня и санузлы сгруппированы в тылах дома у лестничной клетки. Во время покомнатного заселения в советский период первоначальная планировка квартир подлежала изменениям. Последняя капитальная реконструкция (в 1990-е гг.) сопровождалась заменой деревянных перекрытий на железобетонные, существенной внутренней перепланировкой. Без изменений остались фасады и лестничная клетка.


Частная женская гимназия Н. Конопацкой, (адрес: ул. Сечевых Стрельцов, 18).

Доходный дом в стиле киевского неоренессанса, в котором и располагалась женская гимназия Н. Конопацкой (в 1901-1902, 1904 гг.)


Школа нянь-фребеличек, адрес (ул. Сечевых Стрельцов, 25). Фото нет, поскольку здание снесено. 

На картинке карикатуриста Владимира Кадулина (1881-1950 гг.) изображена курсистка (в дореволюционной России: слушательница высших женских курсов), будущая фребеличка.

Меня крайне заинтересовало название школы, и вот, что мне удалось найти.

ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА − в дореволюционной России объединения деятелей дошкольного воспитания, пропагандировавшие систему Ф. Фребеля (1782−1852 гг.), немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания. Фребель пропагандировал детские сады, создал методику работы с детьми, положив в ее основу развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл значение игр в детском возрасте. В России общества возникли в Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе и других городах в 70-е гг. 19 в. Они открывали, главным образом, платные детские сады, учреждали платные фребелевские педагогические курсы для подготовки воспитательниц, организовывали публичные лекции. Наибольшую известность приобрели Петербургское и Киевское общества. Киевское общество было основано в 1908 г. При нем был создан платный Фребелевский женский пединститут с трехгодичным курсом обучения. После октября 1917 г. Киевский фребелевский институт был преобразован  в Институт  народного образования.


Частная женская гимназия и Вечерние высшие курсы А. Жекулиной, (адрес: ул. Сечевых Стрельцов, 27).

Об этой гимназии я упоминала в другой публикации, поскольку здание гимназии было построено одним из выдающихся архитекторов Киева − Василием Осьмаком.

По проекту В. Осьмака спроектированный им фасад школы был лишен декоративных украшений, а это опережало рационалистическую архитектуру 1920-30-х гг. Здание четырехэтажное, кирпичное, с двухэтажной поздней пристройкой справа.


Усадьба 2-й половины 19 в., где размещался 129-й пехотный Бессарабский полк 33-й дивизии российской армии, (ул. Сечевых Стрельцов, 24).

Сначала на территории усадьбы был только один кирпичный одноэтажный дом, выходивший фасадом на улицу. В 1872-1886 гг. ее владельцем был И. Толли, киевский городской глава (1884-1887 гг.).

Иван Андреевич Толли (1825-1887 гг.). Киевский купец и благотворитель, городской глава в 1884-1887 гг., статский советник. Весьма грубый и своенравный человек. По свидетельствам журналиста-современника: «И. А. Толли имел крупный недостаток: он был крайне груб и резок не только в обращении с просителями, но и с гласными во время думских заседаний. Не раз местная газета призывала его к порядочности, прося подбирать более приличные выражения… Как городской глава И. А. Толли и потому еще не удовлетворял своему назначению, что был, при всей своей энергичности, слишком самолюбив и даже деспотичен. Всякое возражение он считал личной для себя обидой, что неоднократно вызывало недоразумения».

В течение 1876-1885 гг. у И. Толли арендовала усадьбу еврейская больница, для которой во дворе были возведены деревянные корпуса (они не сохранились).

В 1886-1900 гг. здесь жил преподаватель Софийского духовного училища, гласный Городской думы, М. Хойнацкий. При нем в 1886 г. был возведен второй этаж дома (арх. Э. Брадтман), а позднее − двухэтажное сооружение слева. Теперь это два сблокированных объема, объединенных общим входом. Композиция фасадов каждого из объемов симметрична. Центр левого пятиоконного объема акцентирован четырехгранной шатровой главкой. Боковое членение семиоконного объема подчеркнуто прямоугольными аттиками. Для обеих частей характерны такие черты, как четкое разделение на ярусы, ритмичное чередование арочных и прямоугольных окон, сдержанный кирпичный декор, использование мотива арочек в оформлении фризов.

По разрешению городской управы в 1897 г. в глубине усадьбы были возведены два трехэтажных кирпичных дома. Их фасады оформлены в кирпичном стиле с выделением центральных осей.

В 1900 г. Хойнацкий сдал усадьбу в аренду Военному министерству. В 1899-1814 и 1918 гг. здесь был расквартирован 129-й пехотный Бессарабский полк 33-й дивизии российской армии. В полку служили преимущественно офицеры-выпускники 1-го Киевского пехотного училища. Комплектовали полк, в основном, новобранцами из Киевской, Подольской и Волынской губерний. Бессарабский полк был сформирован в 1863 г. в Киеве из половины состава Брестского пехотного полка. Полк участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Во время Первой мировой войны в боях с австро-венгерскими войсками полк отличился в Польше; впоследствии участвовал в боях в Карпатах и ​​Галичине.


Музыкально-педагогические курсы В. Муловой-Барщевской, (адрес: ул. Сечевых Стрельцов, 40).

Дом № 40 с круглым эркером и башенкой. Дома № 36 и № 38 давно снесены.

Этот дом был возведен в 1913-1915 гг. по проекту гражданского инженера В. Безсмертного в стиле позднего рационалистического модерна. Первоначально дом был пятиэтажным. В 1990-х гг. его реконструировали с надстройкой шестого этажа. Первоначальная планировка здания не сохранилось. Два главных фасада асимметричны по композиции. Угол дома фиксирует круглый эркер, который перекрыт башней с высоким шатровым завершением и опоясан двумя массивными балконами на уровне второго и пятого этажей.


Мужская гимназия № 6, (адрес: ул. Мельникова, 81/быв. Большая Дорогожицкая, 79).

Лукьяновка получила свою гимназию в начале ХХ века. Она была основана в 1908 г., а в 1912–1913 гг. для нее выстроили новое здание по нынешней ул. Мельникова, 81, (архитекторы: Александр Кобелев, Петр Жуков).

П. Жуков осуществлял авторский надзор. Здание двухэтажное с подвалами, кирпичное, в плане Г-образное. Глухой брандмауэр, обращенный в сторону ул. Дегтеревской, указывает на то, что здание была задумано симметрично в форме литеры «П». Возведено было только правое крыло с центральной частью, в которую входит парадный вестибюль и трехпролетные лестницы.

Архитектуру здания определяют формы поздней рационалистической эклектики, для которой характерны как прогрессивные гигиенические нормы по освещению и кубатуре учебных помещений, так и элементы исторических стилей.

Просторные классные комнаты размещены по одну сторону широких рекреационных коридоров. Тектоника главного фасада построена на ритмическом членении стен, содержащих по три больших оконные проемы (прямоугольные на первом этаже и арочные − на втором). В композиции доминирует объем входных помещений, выступает и отличается чрезвычайно изящная прорисовка окон с импостами, которые напоминают романские трифориумы или широкие галереи. Влияние романских архитектурных мотивов более всего проявляется на торцевом фасаде правого крыла: щипцы слуховых окон, отвечающие членению фасада, заимствованные из французского ренессанса. Здание − интересный образец учебных заведений начала 20 в.


Алексеевский приют для детей военных, (адрес: ул. Мельникова, 81 А).

Приют − памятник архитектуры общественного назначения начала 20 в (1901-1902 гг.). Учреждение объединяло в себе функции как приюта, так и училища. По окончании строительстве постепенно менялось назначение заведения: первоначально было предназначено для 130 сыновей офицеров, чьим родителям было трудно готовить их к поступлению в средние учебные заведения, а позже − для детей погибших и искалеченных солдат (100 мальчиков и 40 девочек); впоследствии здесь воспитывались дети нижних чинов. После рождения наследника  российского престола цесаревича Алексея (1904 г.) приюту было присвоено его имя.

Приют был основан Киевским местным попечительством для помощи нуждающимся семьям военных (позже называлось Киевским попечительством малолетних детей военных чинов). Здание возведено по проекту академика архитектуры И. Китнера, профессора Санкт-Петербургского института гражданских инженеров, вице-председателя (с 1888 г.) и председателя (с 1905 г.) Санкт-Петербургского общества архитекторов.

Иероним Севастьянович Китнер (род. 1839 г., Санкт-Петербург, ум. 1929 г., Лейпциг). Русский архитектор и преподаватель. Представитель «кирпичного стиля». Профессор Строительного училища (Института гражданских инженеров и Института инженеров путей сообщения). Один из основателей и редактор журнала «Зодчий».

Пребывание И. Китнера в Киеве связано со строительством по его проекту комплекса Киевского политехнического института. Сооружением здания приюта руководил городской инженер С. Бек. Подрядчиком выступала строительная фирма Л. Гинзбурга.

Здание трехэтажное на цокольном полуэтаже, кирпичное, в плане П-образное. Имеет симметричный фасад, который оформлен в стиле историзма с чертами романского и готического стилей, с использованием узора кирпичной кладки.

Плоскость фасада расчленена, центральная раскреповка завершается высоким ступенчатым аттиком наверху, фланговые раскреповки завершены кирпичными балюстрадами.

На центральной оси устроен портал главного входа с полуциркульной аркой, над входной дверью расположено круглое окно-розетка.

Фасад на первом этаже обработан рустом; между окнами второго и третьего этажей расположены лопатки, перехваченные поясом на уровне окон второго этажа.

Лопатки в ризалите треугольные в сечении. Под карнизом расположен фриз из кирпичных ячеек и колец.

Здание невероятной красоты, «учтивости» и стилизации, правда, в потрепанном состоянии.


Дом трудолюбия с Ольгинским детским домом, а также учреждение начального образования: 1-е Городское двухклассное училище им. Н. Гоголя, (адрес: ул. Гоголевская, 39).

Дом трудолюбия с Ольгинским детским приютом и 1-е двухклассное училище располагались в здании, построенном в 1894-1896 гг.

Возвели это здание по проекту арх. Н. Казанского, в 1901 г. здание было расширено пристройкой (арх. Г. Антоновский). Дом трехэтажный, кирпичный, с полуподвалом. Рельефная кладка карниза и междуэтажных раскреповок украшает сдержанное решение фасада. Дом состоит из трех частей, образующих в плане букву «П», развернутую в глубину двора. Пристройка к корпусу, которая находилась вдоль улицы, немного выступает за красную линию застройки и имеет дополнительный цокольный этаж.

Дом трудолюбия был благотворительным заведением, в котором малообеспеченным киевлянам предоставлялись несложная работа и дешевое жилье. Заведение содержалось на средства филантропов, в частности, З. Мировича и известного благотворителя Н. Терещенко.


Лукьяновское попечительство о бедных, (адрес: ул. Студенческая/Дикая, 11).

Из истории этого дома также известно, что в нем после развода родителей снял себе квартирку К. Паустовский, начав самостоятельную жизнь. На доме стоит дата 1911 г., а семья К. Паустовского распалась в 1908 г., после чего он жил у дяди в Брянске, а уже в 1909 г. приехал в Киев, где поселился у бабушки В. И. Высочанской, переехавшей из Черкасс. Полагаю, что уже в 1912 г., став студентом Университета Св. Владимира, Паустовский и перешел на самостоятельные хлеба в процессе обучения, а уже с конца 1914 г. К. Паустовский снова жил в Москве, вернувшись в Киев только в 1918 г.


Школа домоводства при Лукьяновском попечительстве о бедных, (адрес: ул. Тропинина/пер. Якубенковский, 10).

Один из земельных участков на Лукьяновке площадью более 5 000 квадратных саженей (более 2 га) принадлежал инженеру и общественному деятелю Алексею Федоровичу Якубенко. В апреле 1907 года была оформлена дарственная запись, согласно которой усадьба Якубенко перешла в собственность Лукьяновского дамского попечительства, основанного в Киеве в 1906 г.

За 1908-1910 гг. для школы было построено двухэтажное кирпичное здание с подвалом, в проектировании которого участвовал сам даритель. В марте 1911 года состоялось официальное утверждение устава Киево-Лукьяновской женской практической школы домоводства и создан наблюдательный совет из выборных лиц. В состав наблюдательного совета вошел настоятель церкви Св. Федора протоиерей Исаакий Тарасевич, он же преподавал в школе Закон Божий.

Согласно уставу в Школу домоводства принимали девочек, независимо от социального положения, православного вероисповедания, не младше 13 и не старше 15-16 лет, с начальным образованием. В уставе говорилось: «Воспитание в школе, кроме укрепления в ученицах религиозного чувства, любви к родине и общих нравственных основ, должно иметь ближайшей задачей развитие у ее воспитанниц качеств, необходимых в их будущей деятельности на сельскохозяйственном поприще». Согласно этим положениям школа осуществляла практическое обучение девушек ведению усадебного хозяйства и домоводства вместе с молочным хозяйством, скотоводством, птицеводством, огородничеством, кулинарным искусством, стиральным делом, шитьем, рукоделием и т. д. Ученицам преподавали также садоводство, Закон Божий, пение, учили письму, счету и естествознанию. Курс обучения был рассчитан на три года. После его окончания и трехлетней стажировки выпускницы получали звание «домоводка» с выдачей соответствующего удостоверения.

Штатная численность учениц составляла 30 человек. Занятия продолжались 8 часов ежедневно; девушек возили на экскурсии в образцовые хозяйства, на молочные фермы, сельскохозяйственные выставки и тому подобное.

Было предусмотрено как полное содержание (пансион) воспитанниц, так и обучение в школе без проживания. За часть пансионерок платили их родственники, но многие из них получали благотворительную помощь от частных жертвователей или Лукьяновского дамского попечительства. Для них обучение было полностью бесплатным.

Заведение просуществовало недолго. В 1919 году была отменена частная благотворительность, имущество религиозных и благотворительных учреждений перешло в собственность государства. Школьное сооружение превратили в обычный детский дом в сети учреждений собеса.

В архитектурном плане это здание является ценным образцом благотворительных заведений, построенных в стиле историзм.

Здание имеет два с половиной (в сторону улицы) и три (в сторону двора) этажа за счет наклонного участка, расположенного на склоне Кмитова Яра (теперь частично засыпан и застроен гаражами).

Фасад на пять оконных осей раскрепован по центру симметрии с выделением парадного входа. У входной парадной двери устроено крыльцо с пятью гранитными ступеньками и ажурным полукруглым навесом на ажурных кованых кронштейнах.

Сохранились также парадные двери: двустворчатые, филенчатые, остекленные, с резными украшениями в духе неоренессанса.

Лицевой фасад декорирован в кирпиче, в модернизированных формах неоренессанса. Фриз украшен ширинкой, края фасада акцентированы лопатками. Большие окна украшены широкими сандриками. В центре фасада, над парадным входом, расположены узкие двойные окна. На уровне цоколя устроены небольшие квадратные окошки для освещения цокольного этажа.

На дворовом фасаде декор отсутствует, окна имеют лучковые перемычки.

Сейчас здание стоит в полуразвалившихся лесах и выглядит ужасно.


Практически в самом начале улицы В. Тропинина сохранилась еще одна ценная изюминка в архитектурном плане.

Особняк 1889 г. в стиле неоренессанс, (адрес: ул. Тропинина, 6). 

Архитектура здания отличается асимметричной композицией и живописным силуэтом. Два ризалита на главном фасаде завершены различными по абрису фронтонами: в виде ступенчатого аттика над парадным входом в правом ризалите

и пластичным по форме с центральным полукруглым завершением в левом.

В центре фасада расположен балкон внушительных размеров.

Парадный вход (теперь не используется по причине ветхости) акцентирует расположенное над ним окно с арочной перемычкой, обрамленное архивольтом с замковым камнем в центре. Другие окна главного фасада имеют характерную для стиля модерн несколько удлиненную прямоугольную форму, с легким закруглением в верхней части; они также украшены плоскими наличниками с замковыми камнями. Сооружение венчает карниз с модульйонами.

В интерьере отдельных комнат сохранились кафельные цветные печки, прессованные карнизы, лепные украшения потолков. Сооружение имеет архитектурно-художественную ценность как часть исторической среды района особняков, формировавшейся в городе на лукьяновских высотах в конце 19-го и начале 20-го вв.


И продолжая тему зодческой канвы, сделаю небольшое отступление в сторону архитектурного разнообразия Лукьяновки.

Дом с пятиоконным фасадом, который характерен жилым одноэтажным зданиям начала 19 ст., (адрес: ул. Нагорная, 13/2).

Ранее дом был побелен и оштукатурен.


Дом с тем же пятиоконным фасадом, стиль − ранний модерн, (адрес: ул. Нагорная, 17).

2003 г.

Особняк в стиле украинского национального романтизма, (адрес: ул. Нагорная, 23). 

Дом искажен надстройкой. Хотя черты фасадного декора сохранены. Полагаю, это рационалистический, более сдержанный, модернизм.


Еще один дом (флигель), построенный в стиле украинского национального романтизма на территории усадьбы 1880-ых гг., (адрес: ул. Кудрявская, 9 Б).

Флигель, 1911 г. построен в глубине участка параллельно главному зданию. Возведен по проекту арх. B. Кричевского.

Василий Григорьевич Кричевский (укр. Василь Григорович Кричевський; род. 31 декабря 1872 г., ум. 15 ноября 1952 г.). Украинский советский живописец, архитектор, график, художник кинофильмов. Из-за пребывания во время немецкой оккупации в Киеве, эмигрировал с семьей, доехав до Каракаса.

Во время ремонта 1984 г. была потеряна крыша портала, разобрана черная лестница, сделана внутренняя перепланировка помещений.

Дом двухэтажный с полуподвалом, нижний ярус кирпичный, два верхних − деревянные, снаружи облицованы кирпичом. В плане дом Т-образный.

Четыре трехкомнатные квартиры с выходами на узкую двухпролетную лестницу со стороны двора были связаны с выступающим объемом черной деревянной лестницы, на которую выходили кухни. По этой лестнице можно было попасть в полуподвал (в котором содержались кладовые и хозяйственная мастерская), обращенный окнами во двор. Каждая из квартир имела гостиную (19,4 м²), спальню (17,4 м²), малую комнату (7,72 м²), кухню и санитарный узел. Рациональное планирование свидетельствовало о понимании автором новых требований целесообразности и экономичности, что сказалось на количестве комнат и их компактном расположении.

Симметричный по композиции фасад украшен в стиле украинского модерна. Наибольший интерес представляет главный семиоконный фасад, обращенный в сторону улицы. Вход подчеркнут порталом, накрытым вальмовой крышей. Форма дверей и окон второго этажа шестиугольная трапециевидная, которая в 1900-х гг. стала характерным знаковым элементом украинского архитектурного стиля.

Над окнами первого этажа и в простенках второго в шахматном порядке размещены треугольные нишки, по форме напоминающие цветки киевских каштанов. Автор этой декоративной формы В. Кричевский назвал ее «цветком жизни» и использовал также в оформлении других домов. На плоскости фасада в определенном порядке размещены крохотные, в четверть кирпича, нишки, которые вносят в композицию орнаментальную тематику коврового характера.

Между окнами второго этажа расположены маленькие нишки в виде шестилепестковых розеток.

Дом − интересный образец рационалистического течения архитектуры украинского модерна.

Главный дом на территории усадьбы 1880 гг., (адрес: ул. Кудрявская, 9 А).

Характерный образчик застройки второстепенных улиц конца 19 ст.

Главный дом, 1883-84 гг. возведен по проекту арх. Н. Иконникова. В 1894-1895 гг. второй, первоначально деревянный, этаж был обложен кирпичом и украшен по проекту A.-Ф. Краусса. В 1990-х гг. второй этаж был восстановлен в кирпиче.

Дом двухэтажный кирпичный, в плане прямоугольный. Слева устроена деревянная лестница с дверью на улицу, еще одна лестница содержится в левом торце, с тыльной стороны − деревянная веранда.

Главный семиоконный фасад дома симметричен, увенчан металлическим парапетом на кирпичных столбиках. Выполненное из кирпича скромное архитектурное убранство включает междуоконные лопатки, карниз с модульйонами и простые наличники с замковыми камнями на уровне второго этажа.

История усадьбы с домами двух архитектурных стилей

История усадьбы известна с 1882 года, когда незастроенный участок площадью около 257 кв. саженей был продана ее владельцем, титулярным советником В. Бобровым, преподавателю Третьей гимназии А. Демуцкому, брату известного фольклориста, дирижера и композитора П. Демуцкого.

В 1883-1884 гг. по заказу А. Демуцкого по проекту арх. Н. Иконникова на красной линии застройки улицы был построен двухэтажный дом (первый этаж кирпичный, второй деревянный). На первом этаже было пять комнат, две прихожии и две кухни, на втором: шесть комнат, две прихожии.

В 1885 г. домовладелец, имея долги, продал усадьбу профессору Киевской духовной академии Н. Дроздову и его жене. В 1894-1895 гг. по заказу владельцев был обложен кирпичом второй этаж дома № 9 А и объем его парадной лестницы со стороны улицы, фасады были оформлены в кирпичном стиле. Проект реконструкции выполнил арх. А.-Ф. Краусс.

В июле 1895 г. дом вместе с участком, который был уменьшен до 225 кв. саженей в пользу соседнего участка № 11, приобрела дочь литературоведа, профессора Киевской духовной академии Петрова.

В мае 1903 г. она продала усадьбу вдове статского советника А. Ляшенко, после смерти последней усадьба перешла в собственность ее наследников.

В марте 1911 г. усадьбу приобрел публицист, общественный деятель П. Мазюкевич. В том же году по его заказу по проекту арх. В. Кричевского в глубине усадьбы был построен флигель, квартиры в котором сдавали в аренду.

В советское время усадьба была национализирована. После Великой Отечественной войны оба дома были превращены в коммунальные. В 1980-х гг. жителей отселили, и после капитального ремонта флигель был передан государственному учреждению.

Фасадный дом, который в то время потерял крышу, кирпичную облицовку, столярное заполнение окон и дверей, отделку фасадов, интерьеров, был обречен на снос, чему помешала общественность города, которая защищала здание как один из адресов проживания семьи писателя М. Булгакова.

В 1987 г. дому вместе с небольшим участком прилегающей территории был присвоен статус памятника местного значения, а в 1989 г. его передали Музею истории города Киева. В 1993-1999 гг. по проекту проектно-реставрационной мастерской «Межгорье» была осуществлена​​реставрация дома № 9 А, возведено металлическое ограждение, окружающее боковые и тыльную границы участка.

На данный момент здесь находится музей А. С. Пушкина.


Когда-то на улице Полтавской находился еще один образчик украинского национального романтизма.

Дом И. Щитковского, 1907-1908 гг., (адрес: ул. Полтавская, 4). 

Фото 1980-ых гг.

Этот дом был первым в Киеве образчиком, построенным в ярко выраженном стиле украинского архитектурного модерна. Создал его архитектор Василий Кричевский в дереве. Для облицовки использовали кирпич. Украшения из сине-зелено-желтых изразцов на стенах напоминали украинскую плахту и цветы.

Дом был снесен еще во времена «застоя».


Несколько слов стоит сказать и о медицинских заведениях, которые находились или до сих пор находятся на Лукьяновке.

Больница Императора Николая II при Киево-Покровском женском монастыре с бесплатной амбулаторией, (адрес: пер. Бехтеревский, 15).

Свято-Покровский монастырь, современный вид.

Храмы Покровского монастыря. Слева расположен Никольский, справа находится Покровский. 1910-е гг.

6 декабря 1898 г. в жизни Киево-Покровского монастыря произошло долгожданное событие − торжественное открытие больницы и лечебницы. При этом начальник края генерал-адъютант М. И. Драгомиров объявил, что «Ея Императорскому Высочеству Великой княгине Александре Петровне, Августейшей строительнице Киево-Покровского общежительного монастыря,

Великая Княгиня Александра Петровна, инокиня Анастасия. Родилась в 1838 году в Санкт-Петербурге в семье принцев Ольденбургских. В возрасте 17-ти лет вступила в брак с Великим Князем Николаем Николаевичем, третьим сыном Императора Николая I. Незадолго до венчания Александра, будучи протестантского вероисповедания, перешла в православие.

сообщено господином Министром финансов, что по его докладу государь Император Высочайше повелеть соизволили именовать больницу и лечебницу для приходящих больных в оном монастыре «Бесплатною больницею и лечебницею для приходящих больных императора Николая II при Киевском женском общежительном монастыре»». Во время проходившего в Киеве в 1898 г. Х съезда русских естествоиспытателей и врачей двери монастыря-больницы были широко открыты для его участников. Варшавский профессор М. Зенец при осмотре Киево-Покровского монастыря-больницы вынес такие впечатления:

«Больница эта состоит из двух частей: лечебницы для приходящих и собственно женской больницы для стационарных больных. Все эти учреждения расположены на обширной площади, представляющей из себя как бы сад на холмистой местности, а несколько вдали виднеется необъятный горизонт полей, представляющий резервуар чистого воздуха». Профессор последовательно осмотрел все лечебные учреждения монастыря: «Я начал свой осмотр с лечебницы для приходящих, которая внутри расположена в виде прямоугольного креста. В правом и левом крыле устроены кабинеты по всевозможным специальностям. Каждый кабинет снабжен всеми необходимыми принадлежностями по своей специальности… Осмотрев эту амбулаторию, для которой сделано все, что можно сделать по последнему слову науки и техники, я отправился в больницу для стационарных больных. Эта больница представляет собой прекрасное двухэтажное здание, в котором помещаются небольшая домашняя церковь, столовая для больных, два операционных зала, которые блещут чистотой, светом и изяществом обстановки, палаты для хирургических больных: женщин и детей…».

М. Зенец был представлен великой княгине Александре Петровне.

«На вопрос, как же мне понравилась больница, я ответил, что в восторге от всего виденного, и что здесь нечто подобное тому, что я видел в некоторых больницах Берлина и новых клиниках Москвы».

В дальнейшем разговоре выяснилось, что эта больница должна превратиться в нечто большее. Простой народ, ежегодно тысячами посещающий Киев на богомолье, разнес далеко сведения об этой больнице.

«И вот сюда стали приводить слепых, глухонемых и, вообще, калек всякого рода и просто оставлять их здесь, к счастью, не на произвол судьбы, а на попечение монастыря…».

Профессор не мог не упомянуть о том, что

«при больнице имеется единственный в Киеве кабинет для снятия фотографий лучами Рентгена, служащий целям не только этой, но и других киевских больниц».

Практически все участники Х съезда русских естествоиспытателей и врачей, осмотрев врачебные учреждения Покровского монастыря, признали их гордостью не только Киева, но и вообще России.

Великая княгиня Александра Петровна Романова (инокиня Анастасия) ассистирует хирургу во время операции, 1890-е гг.

Больничные учреждения монастыря заявили о себе и как образовательные учреждения: они послужили бесплатной школой для слушательниц Высших курсов при Киевском женском медицинском институте. В 1911 г. врачебный комитет организовал при больнице бесплатные курсы для подготовки запасных сестер милосердия. Врач А. Туркевич написал отчет о научной командировке в Киевский Покровский монастырь-больницу для научно-практических целей (опубликованный во «Врачебно-санитарной хронике Киевской губернии», 1908 г., № 1-2). К 1908 г. Киевский Покровский монастырь-больница, называвшийся в народе «домом Княгини», постепенно превращается в обширное учреждение, включавшее амбулаторную лечебницу, аптеку, изоляционный барак, хирургическую больницу с гинекологическим отделением, терапевтическую больницу с детским отделением, бараки общей хирургии и патологоанатомический институт. По словам А. Туркевича: «В амбулатории работает около 30 врачей-специалистов, некоторые бесплатно. Количество амбулаторных больных бывает от 300-400 человек в день, сюда приезжали со всего юго-западного и северо-западного края». А. Туркевич также описал хирургическое отделение: «Хирургическая больница с гинекологическим отделением всего на 60 кроватей, помещается в двухэтажном здании, устроенном по коридорной системе. Здесь находятся: палаты для больных, 2 операционных (верхняя и нижняя), 2 перевязочных, 2 ванных, 2 столовых, маленькая домовая церковь и кабинет врачей, кроме того, 2 веранды, где больные в теплое время года пользуются свежим воздухом. Везде, конечно, идеальная чистота, в палатах пол, стены и потолок выкрашены белой масляной краской, одеяла и халаты также белого цвета. При посещении больных родственники и знакомые обязательно одевают халаты».

Больница и лечебница для приходящих больных в указанном монастыре стали медико- образовательной базой для представительниц Киевских высших женских курсов (при Киевском женском медицинском институте, Министерство народного просвещения), а также базой для приезжавших в монастырь для усовершенствования своих знаний в научные командировки провинциальных земских врачей (Министерство внутренних дел). Государственный деятель, академик Г. Е. Рейн рассматривал Покровский монастырь-больницу даже как базу «для разработки научных вопросов».

После смерти Великой княгини монастырю помогали ее сыновья, а также множество благотворителей. Ежегодно распоряжением Николая II на содержание благотворительных учреждений Покровского монастыря отпускалось 80 000 руб. В Первую мировую войну здесь был размещен госпиталь. В 1925 г. монастырь закрыли. Новая власть разместила в обители гаражи, хозсклады, овощехранилища, а 719 монахинь остались без крова и средств к существованию. Но в 1942 г. монастырь вновь был открыт и уже больше не закрывался, хотя попытки его закрыть периодически возникали с 1960-х до начала 1980-х гг. В 1943-1945 гг. на территории монастыря действовал военный госпиталь, а в 1945-1948 гг. − лазарет.


Киевская городская еврейская больница (на данный момент Киевская областная клиническая больница), (адрес: ул. Багговутовская, 1).

В 1883 году Израиль Бродский пожертвовал 150 тысяч царских рублей на покупку земельного участка площадью в три десятины и строительство на нем специальных больничных зданий на 112 коек.

Израиль Маркович Бродский (1923-1888 гг.).

В 1885 году еврейская больница справила новоселье. На улице Багговутовской расположились административное здание и четыре кирпичных корпуса. Дело, начатое отцом, продолжили сыновья Лазарь и Лев Бродские.

В начале 20-го столетия больница расширялась в сторону улицы Пугачева. Другие состоятельные евреи также были не прочь пожертвовать средства на «именные» корпуса различного назначения.

Больница ежегодно обслуживала (бесплатно) тридцать тысяч пациентов, которые могли рассчитывать на самую квалифицированную медицинскую помощь со стороны персонала, руководимого известным в Киеве медиком Петром Нейштубе. В сложных случаях на помощь приходили профессора университета, в том числе такие светила, как Федор Меринг, Карл Тритшель, Феофил Яновский.

Фридрих Фридрихович (Федор Федорович) Меринг (1822-1887 гг.). Один из наиболее выдающихся и популярных киевских врачей, заслуженный профессор Киевского университета, владелец известной усадьбы Меринга в центре Киева.
Карл Генрихович Тритшель (1842-1914 гг.). Терапевт, заслуженный ординарный профессор Киевского университета.
Феофил Гаврилович Яновский (1860-1928 гг.). Выдающийся терапевт, основоположник клинической фтизиатрии, основатель украинской терапевтической школы, организатор санаторно-курортного лечения на Украине и службы скорой медицинской помощи в Киеве.

Теперь необходимо разобраться во всех построенных корпусах, их предназначении и сохранности.

Сразу же за главным входом, слева, стоит протяженный неврологический корпус. Единственный из всех корпусов он сохранил прежнюю специализацию. Его строили в 1905-м году именно как помещение для нервных больных. Средства для этого выделили супруги-богачи Соломон и Дора Френкель. Их имя корпус носил до 1917 года. Проектировал его инженер путей сообщения А. Розенберг в стиле модерн. Следы этого стиля можно уловить и теперь в оформлении дверных и оконных проемов, хотя здание расширено, надстроено вторым этажом и облицовано плиткой.

За неврологическим отделением, чуть левее, находится крупное здание, тоже выдержанное в стиле модерн. Было оно двухэтажным, впоследствии «подросло» на один этаж и сменило функцию. Сейчас здесь пребывает кардиологическое отделение, а строился этот корпус для легочных больных.

Автор его проекта − одесский архитектор А. Минкус (1909 г.).

Адольф Борисович Минкус (1870-1947 гг.). Известен своими постройками в Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Херсоне и участием в различных престижных творческих архитектурных конкурсах.

Здесь было реализовано пожертвование клана сахарозаводчиков Гальпериных. Кстати, еще один «гальперинский» корпус, урологический, был построен в 1914 году. Попечитель больницы Марк Гальперин соорудил его в память удачной операции, перенесенной его отцом. Это был первый в Российской империи больничный корпус, специализировавшийся на урологии, но до нынешнего времени он не сохранился.

Утрачено и здание глазного корпуса, выстроенного в 1901–1902 годах архитектором В. Осьмаком.

Его возводили на средства предпринимателя Маркуса Закса и его супруги Эрнестины Закс. Этот корпус был тесно связан с именем выдающегося врача и еврейского общественного деятеля Макса-Эммануила Мандельштама.

Макс-Эммануил Хаскелевич Мандельштам (1838-1912 гг.). Выдающийся врач-офтальмолог.

Здесь же находилась и небольшая больничная синагога. Сейчас на месте бывшего глазного корпуса находится большое современное здание терапии.

А нынешнее глазное отделение занимает бывший инфекционный корпус, сохранившийся практически в прежнем виде.

Здание инфекционного отделения на данный момент.

Здесь многое напоминает о прежней функции: мощная система вентиляции, Н-образная планировка (чтобы заразные больные из различных палат не общались друг с другом). Сооружался корпус в 1905–1906 годах по проекту того же А. Минкуса. Незадолго до этого, в 1904-м г., умер Лазарь Бродский,

Лазарь Израилевич Бродский (1848-1904 гг.). Сахаропромышленник, меценат и филантроп.

и наследники посвятили здание его памяти. Так и было написано на аттике: «Инфекционный барак в память Лазаря Израилевича Бродского. 1906 год». Сейчас от этой надписи осталась только дата.

Пройдя мимо терапевтического отделения, оказываемся среди небольших старинных зданий. Все они решены в так называемом «кирпичном стиле», распространенном в конце XIX века, когда основным декоративным элементом становился узор кирпичной кладки. Два длинных невысоких корпуса, расположенных параллельно − бывшие терапевтический и хирургический (из тех, что были построены еще при Израиле Бродском). Проектировал их известный киевский зодчий В. Николаев. Сейчас в одном из них: радиологическое отделение, в другом находится гинекология при онкологическом диспансере. Слева от этих зданий находится бывший детский корпус (построенный в 1895-м г. по проекту того же В. Николаева), где сейчас поликлиника при диспансере. Справа расположен бывший админкорпус, теперь центральная лаборатория.

Когда отмечалось 50-летие Киевской еврейской больницы, поздравления прислала вся административная верхушка во главе с начальником Юго-Западного края генерал-адъютантом Федором Треповым. Особо подчеркивалось, что больницей пользовались отнюдь не только евреи, но и все лукьяновские бедняки: каждый пятый ее пациент был православным.

После революции больница приобретает дальнейшее развитие: на ее базе располагается одна из первых нейрохирургических клиник под руководством проф. М. Б. Юкельсона,

Михаил Борисович Юкельсон (1867-1938 гг.). Врач-нейрохирург, профессор, первый руководитель нейрохирургической клиники в Киеве.

открывается «Больница-ВУЗ» по подготовке медицинских работников без отрыва от производства, реорганизованная во 2-й Киевский государственный медицинский институт, что значительно расширило материально-техническую базу, подняло профессиональный уровень оказания специализированной помощи больным и пострадавшим.

После освобождения Киева от немецко-фашистских оккупантов на базе больницы был развернут военный госпиталь, а с 1946 г. началось восстановление больницы. Она продолжала быть клинической базой Киевской медицинской академии последипломного образования.

Но напоследок хочется сказать, что все же больницу евреям помог в свое время, еще до пожертвований И. Бродского, открыть князь Илларион Васильчиков. Он на протяжении десяти лет был Киевским, Подольским и Волынским генерал-губернатором.

Князь Илларион Илларионович Васильчиков (1805-1862 гг.). Генерал-лейтенант, генерал-адъютант, губернатор костромской, волынский, киевский генерал-губернатор в 1852-1862 гг., одновременно с 1861 г. член Государственного совета Российской империи.

Благодаря ходатайству князя Комитет министров принял постановление «Об учреждении в Киеве больницы для неимущих евреев», которое 17 ноября 1861 года было утверждено Александром II.

Через год, 21 ноября 1862 года, состоялось открытие больницы. Этот день стал официальным днем ее рождения.

На первых порах больница располагала 20 койками в нанятом помещении в урочище Гончары-Кожемяки на Подоле, позже переходила в другие нанятые помещения: на Введенской,

на Львовской (Сечевых Стрельцов/Артема) улицах.


Бесплатная больница Цесаревича Николая для чернорабочих, на данный момент «Охматдет», (адрес: ул. В. Черновола, 28/1).

Главный корпус больницы для чернорабочих, фото 1903 г. Главный корпус имел 50 коек. Первоначально был двухэтажным, фасад имел симметричный, завершенный треугольным фронтоном по центральной оси. Здание кирпичное, Н-образное в плане. Архитектор: В. Николаев.

Главная роль в основании в Киеве бесплатной больницы для чернорабочих принадлежала сахарозаводчику, меценату и благотворителю Николе Артемьевичу Терещенко.

Никола Артемьевич Терещенко (1819-1903 гг.). Действительный статский советник, видный российский политический деятель, предприниматель и благотворитель.

В декабре 1890 г. Терещенко объявил о намерении построить за свои средства лечебное учреждение, в котором могли бы получать помощь бедные люди. Его поддержали купцы Михаил Парфентьевич Дегтерев

Михаил Парфентьевич Дегтерев (1831-1898 гг.). Почетный гражданин Киева, меценат, русский купец-старообрядец 1-й гильдии, проводивший обширное строительство в Киеве, сын первого городского головы Киева.

и Николай Фаддеевич Попов, а также Пелагея Георгиевна Терещенко, супруга.

Супруги Терещенко.

Они пообещали внести на содержание будущей больницы по 25 тыс. руб. каждый.

По просьбе Николы Артемьевича организационные вопросы взял на себя профессор университета св. Владимира Евгений Иванович Афанасьев.

Евгений Иванович Афанасьев (1837-1897 гг.). Доктор медицины, ординарный профессор Киевского университета.

Он возглавил строительную комиссию, которая рассмотрела несколько вариантов размещения больницы. Таких вариантов было три: а) на свободной городской земле между Обсерваторным, Павловским и Кадетским переулками, б) в районе Десятинного переулка, вблизи одноименной церкви, и в) на Лукьяновке, где археолог Т. В. Кибальчич продавал свою дачную усадьбу в районе Багговутовской улицы.

В итоге предпочтение отдали участку в три гектара по Кадетскому шоссе, рядом с казармами Бендерского полка. В мае 1891 г. Дума бесплатно отвела эту землю, и архитектор В. Н. Николаев приступил к разработке проекта больничного комплекса на 50 кроватей.

Первоначально сметную стоимость общестроительных работ определили в 101 тыс. руб. Но на торгах по больнице, состоявшихся в феврале 1892 г., победил Лазарь Чернояров, взявшийся выполнить работы за наименьшую цену в 83,5 тыс. руб. Он обязался полностью все сделать к 15 июня 1893 г. К назначенному сроку в глубине усадьбы выросли главный корпус в два этажа с паркетными полами в палатах, дом для врачей и персонала, часовня, котельная, а также хозяйственные помещения.

В больнице была применена новейшая система парового отопления и вентиляции, а завод «Гретера и Криванека» (будущий завод «Большевик») изготовил и смонтировал образцовое оборудование для паровой прачечной. 30 января 1894 г. новое лечебное заведение, получившее по высочайшему указу от 17 декабря 1893 г. официальное название «Бесплатная больница цесаревича Николая для чернорабочих», было торжественно освящено. На строительство и оснащение больницы Н. А. Терещенко израсходовал 137 тыс. руб. и еще дал от себя и Пелагеи Георгиевны 50 тыс. на содержание. В неприкосновенный капитал также внесли по 25 тыс. руб. М. П. Дегтерев и Н. Ф. Попов, по 5 тыс. – Е. И. Афанасьев и М. Л. Решниц.
В последующие годы Терещенко пожертвовал на расширение больницы еще около 100 тыс. руб. Благодаря этим средствам дополнительно были построены отдельные корпуса для тифозных больных, пациентов с инфекционными и хроническими заболеваниями, а также аптека. В 1901 г. в передней части усадьбы по Кадетскому шоссе, 24 (теперь ул. Вячеслава Черновола, 28/1) было возведено по проекту М. Г. Артынова трехэтажное здание амбулатории.

Кроме затрат на строительство Никола Артемьевич добавил около 200 тыс. руб. на содержание больницы и учредил особый фонд имени П. Г. Терещенко в сумме 20 тыс. руб. Проценты с него шли на пособие выздоравливающим, которое они получали при выписке.

Вот некоторые данные о работе больницы для чернорабочих за первые 10 лет: поступили на лечение – 8 787 человек, смертность – около 10 %, израсходовано на содержание – 222 тыс. руб., суточное довольствие больных возросло с 15 до 20 коп. Больница уже располагала 56 мужскими и 43 женскими штатными койками; ее терапевтическое, хирургическое, легочное и инфекционное отделения были обеспечены всем необходимым оборудованием. Здесь работали квалифицированные специалисты, в том числе несколько докторов медицины. Делами больницы управлял общественный комитет. В последние годы существования его возглавляла Елизавета Владимировна Терещенко – вдова Александра Николовича, членами комитета были Ефросинья Николовна и ее муж, доктор В. Н. Сахновский, муж Варвары Николовны – Б. И. Ханенко. В годы первой мировой войны они за свой счет содержали в корпусах больницы лазарет на 125 коек.

После гражданской войны на базе больницы для чернорабочих была создана третья городская больница для взрослых. С середины 1920-х гг. − Киевский губернский центральный диспансер и при нем Шулявский детский диспансер, с 1927 г. − Центральный туберкулезный диспансер. В 1929 г. больницу перепрофилировали на украинскую детскую специализированную больницу («Охматдет»), с 1957 г. − Детская городская специализированная больница, с 1996 г. − Научно-лечебное объединение «Охматдет», которое функционирует здесь и сейчас.


Римско-католическая больница имени Станислава Сырочинского (на данный момент Институт нейрохирургии им. академика А. П. Ромоданова), (адрес: ул. Платона Майбороды, 32).

Римско-католическая больница имени Станислава Сырочинского, 1949 г.

И современное фото сохранившегося здания уже в составе Института нейрохирургии.

Больницу построили и содержали на пожертвования польской общины. Архитектором проекта стал К. Иваницкий (1913-1914 гг.).

Лечебное заведение носило имя умершего мецената, государственного деятеля, члена Государственного совета Российской империи до 1909 г., Станислава Сырочинского. В составе больницы находились терапевтическое и хирургическое отделения.

Сырочинский пожертвовал большую часть своего состояния на благотворительные цели, в частности, 150 тысяч рублей были выделены на строительство именно Римско-католической больницы в Киеве.