Коринфский ордер – один из трех греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.
Витрувий, римский архитектор и механик I век до н. э., сообщает, что этот ордер был изобретен скульптором Каллимахом, древнегреческим ваятелем аттической школы, из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с ее вещами, которую принесла ее кормилица. Плетеную корзину овили листья буйно растущего аканта.
Эта корзина стала прообразом капители нового ордера – коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому – мужскому и женскому.
Коринфский ордер придает зданиям утонченности и грациозности в силу прихотливой символики кудрявых капителей.
Коринфский ордер появился в архитектуре античной Греции позднее других ордеров. В архитектуре использовался крайне редко и в основном появлялся в качестве дополнения к основным ордерам, при оформлении интерьеров.
В каноническом коринфском ордере колонна имеет высоту равную 20 модулям, то есть она становится еще более стройной по отношению к остальным.
Структура архитрава (это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделен на три части) такая же, как в ионическом ордере, с добавлением нового элемента в поддерживающей части карниза, полки с модулями в виде кронштейнов.
В карнизе кронштейны
располагаются непосредственно под слезниковой плитой, поддерживая ее.
Для капители коринфского ордера, характерна скульптурность пластической разработки. Форма и размеры лепестков, самые разнообразные. Под абакой
расположен колокол – остов капители, на котором строится все богатство художественной композиции растительного орнамента капители. Орнамент выражает бурно разрастающуюся поросль аканта. Лист аканта раскрывается наподобие папоротника, раскручиваясь, соединяются в волютообразные завитки, поддерживающие углы абаки.
Фуст колонны имеет 24 каннелюры, по форме схожие с ионическим ордером.
Кстати, изображение стилизованных акантовых листьев является одним из самых распространенных орнаментальных мотивов как античной архитектуры, так и греческой и римской, в частности. Различают более острый по форме, греческий акант – «акант колючий», и с более округлой формой, характерный для римского зодчества – «акант мягкий».