Апсида (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος – свод), абсида (лат. absis) – примыкающий к основному объему пониженный выступ здания, полукруглый, граненый, прямоугольный или усложненный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объемы в церковной

Ламбрекен (фр. lambrequin) – в строительстве и архитектуре слово «ламбрекен» используется в качестве синонима термина «наличник», обозначая резные или кованые украшения окон или крыш.

Казацкое барокко – стиль украинского барокко, получивший наибольшее распространение в XVII-XVIII веках. Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъемом в среде запорожского казачества. Какие черты характерны казацкому барокко: реминисценция византийских мотивов; чистые плоскости стен: стена соединяет, доминирует, обеспечивает общую гармонию

Глава в архитектуре – декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка – глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле – как о завершении

«Восьмерик на четверике» – тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объем октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий). Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. «Четверик» – четырехгранный (четырехугольный в плане) объем в

Наос (от греч. ναός – храм, святилище) – центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.

Неорусский стиль – возрождение в русской архитектуре традиций древнерусского зодчества в современной интерпретации последней трети XIX в. Характерные черты: использование в декоруме построек элементов деревянного и каменного узорочья XVII в., а также наследия русского барокко XVIII в. в сочетании с

Неоренессанс – одна из наиболее распространенных форм архитектурной эклектики XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времен Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты: тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре – направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей. Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга.

Пилястр (также пилястра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») – вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястру можно увидеть не только в качестве обрамления вокруг окон, но