Театр и кино

Спектакль «20 лет без воздуха» или «Язычники», постановка Дмитрия Весельского

Когда ожидаешь премьеры в академии Э. Митницкого, я имею в виду Киевский академический театр на Левом берегу Днепра, это всегда событие или даже в своем роде резонанс, который заставляет искать и постоянно находить новые черты в развитии этого театра, влюбляясь в него все больше и больше. Я говорю о любви в геометрической прогрессии, изобилующей постоянными аллюзиями на самого себя: тогда ты был младше, а сейчас старше, и театр может дать тебе больше, чем это было возможно до того, как ты стал другим. Кроме прочего, меняется окружающий тебя воздух, и ты можешь отчетливей представить, что было бы с тобой, если бы не обновление, свежий глоток воды или мысли, подаренный театром. 

Принцип ноты «до»

Есть вечный принцип дисциплины предварительного прочтения. Никогда не приходи на спектакль без какого-либо представления о его героях, истории создания, знания основных сюжетных линий. Хотя давить на чье-либо самосознание не в моих правилах, но свое творческое самосознание лучше подчинить сразу, чтобы впоследствии не нарваться на кризис вкуса.

Этот спектакль не стал исключением из правил, поскольку изначально из него можно было вынуть творческую требуху и вовремя выбросить ее, еще до прихода в зал.

Если славно поработать над личным видением, то послевкусие не будет кислым или сладким, а просто нейтральным.

Резонный выбор

Что мне понравилось до просмотра спектакля, поскольку подтолкнуло к размышлениям и трезвому расчету, который обычно сопряжен с ценой на билет:

  1. Текст произведения написала современный драматург Анна Яблонская, которая, к сожалению, погибла в 2011 году в результате теракта в Москве, в аэропорту «Домодедово», приехав на вручение премии именно за пьесу «Язычники». Аспект современности и послужил для меня своеобразной мотивацией к просмотру.
250px-Яблонская_(Машутина)_Анна_Григорьевна
А. Г. Яблонская
  1. Оригинальная пьеса носит название «Язычники», значит, связана с проблемой религии, то есть злободневной тематикой, которая вызывает во мне кислое ощущение привкуса лимонного сока на губах.
  2. 20 лет без самого важного для респираторной системы химического элемента – это уже небольшой скандальчик для организма. Значит, нужно идти, чтобы не пропустить химическую атаку или хотя бы вспомнить уроки ОБЖД в школе. Ностальгия по ушедшему бытию.
  3. Богатый лексический матерный запас, который заставит поморщиться любого святошу.
  4. И молодость режиссера-постановщика пьесы, который уже заявил о себе дебютной работой «Семейные сцены», а также считается молоденьким, но талантливым головастиком свежайшей волны выпускников Э. Митницкого.
монтаж_поздравления1аа
Д. Весельский – фото в верхнем и нижнем левом углах.

Все За и Против

Самое приятное, что пьеса непременно оставит после себя массу воспоминаний и впечатлений. Объяснение этому очень простое – сопереживание. Сидя на стуле, вы начнете ерзать или мысленно плеваться, когда один из центральных персонажей пьесы – бабушка Наталья Степановна – начнет без конца креститься и божиться, проявляя своего рода определенное ханжество. Зрителю-атеисту будет не по себе от такого убого способа мышления и просто радикального православинизма (простите за неологизм) пожилой женщины, которая всю жизнь провела в монастырях, бросив родного сына на долгие годы.

Хотя пьеса по жанру носит драматический характер, катарсис она вам точно не принесет, но смеху будет много. Каждый сможет вдоволь насладиться четким описанием актуальных и таких близких по духу любой семье привычек, желаний и проблем:

  • Вечная проблема отцов и детей: конфликт между матерью и дочерью, которая незаметно выросла и нуждается во взрослом к себе отношении; сына и матери, чья любовь к собственному ребенку была благополучно сменена любовью к Богу; невестки и свекрови, чьи высокие отношения за многие годы основывались на взаимном незнании друг друга; бабушки и внучки, которая элементарно не может понять, почему религиозность бабушки граничит с фанатизмом, обуславливая поведение старой женщины сводом глупых правил, к примеру, нежеланием анализировать или прощать, но осуждать и поносить внучку;
  • Ханжеская бабушка, нежеланная родственница, поучительный кошмар: такая себе святоша, у которой на каждую хворь найдется своя грязная бутылочка в качестве чудодейственного снадобья. В данном случае так и просится пощечина или словесная оплеуха;
  • Вечный квартирный ремонт: хозяйка мечется в поисках денег, глава семейства не может заработать, потому что он отчаявшийся музыкант, и все это ради комфортного жилья, хотя очевидно, что отношения семейной пары трещат по швам;
  • Первая  и трагическая любовь: дочь Кристина испытывает глубокое и чистое чувство к своему преподавателю, который отвергает ее. В результате, девушка часто приходит домой (который так негостеприимен) выпившая. У нее нет желания учиться, ее выгоняют из института. При этом родители не способны услышать ее и понять;
  • Сосед, который делает ремонт, потому что у нанявшей его семьи нет денег: недалекий, но все же добрый человек, тихо и много пьющий, потерявший жену и поминающий ее при каждом удобном случае. Его аляповатая мысль подчас звучит разумней любой трезвой мысли всех персонажей;
  • Ощущение вины у каждого из главных персонажей:

– Бабушка Наталья Степановна приезжает в семью сына по причине усталости и своеобразного стыда за свое отсутствие в течение многих лет.

Г. Корнеева – бабушка Кристины, Наталья Степановна (я смотрела постановку с этой актрисой)
Г. Корнеева – бабушка Кристины, Наталья Степановна (я смотрела постановку с этой актрисой)

Ей хочется наладить отношения с чужими ей людьми, но ее отсталость и незнание истинных ценностей, которыми живут ее родственники, приводят к попытке суицида со стороны Кристины и инвалидности девушки, включая еще большее отдаление родителей от собственного ребенка;

– Отец Кристины винит себя в собственной слабости, в неумении противоречить жене. Он боится взять в руки кларнет, чтобы сыграть для души. Для него музыка – смысл жизни, но он вынужден слушать магнитофон в туалете. Именно Олег, отец Кристины, говорит о том, что его жизнь напоминает анаэробное существование уже в течение 20 лет.

– Мать Кристины – суетливая женщина, которая держит на себе всю семью, поэтому вина, возведенной ею отчужденности, экстраполируется на близких ей людей, хотя стоило бы ей только захотеть, и она смогла бы все наладить, но она просто устала сражаться.

Н. Цыганенко – Марина, мать Кристины (я смотрела постановку с этой актрисой)
Н. Цыганенко – Марина, мать Кристины (я смотрела постановку с этой актрисой)

– И наконец, детский эгоизм и одиночество Кристины – это ее косвенное обвинение, направленное против отца и матери. Взрослая девушка не может забыть случай с мертвой вороной, которую ей в трехлетнем возрасте показала мама, когда семье было туго, но, вероятно, семейное трио еще могло понимать и поддерживать друг друга в трудную минуту.

А. Логвин – Кристина (я смотрела постановку с этой актрисой)
А. Логвин – Кристина (я смотрела постановку с этой актрисой)

Монолог воспоминаний Кристины беспорядочен, но из него становится понятно, что семья переживала трудную зиму, была на грани денежного коллапса, но все же держалась. Кристина с дикой грустью и невероятной тоской вспоминает мундштук кларнета, который примерзал к папиным губам. Возможно, отец играл на улице в мороз, зарабатывая деньги для семьи. Она также помнит свою обтрепанную кроличью шубу и бедность, потому что поношенная одежда доставалась ей от родственников, а в квартире было очень холодно, и мать нагревала воздух паром из кастрюль. Но именно мертвая ворона, лежащая на улице, стала для нее вечным штампом счастья, который навсегда укладывается в каждой детской голове. Мама поделилась с ней своими горькими чувствами, пусть даже косвенно, показала ей смерть, и девочка оценила этот жест, в три года осознав, что их семье еще не так уж и плохо. ОНИ ВЕДЬ ЖИВЫ, значит, надежда на улучшение непременно брезжит впереди.

Религия как плохой урок

Нам с детства вдалбливают бабушки или матери, что нужно ходить в церковь, поэтому с годами накапливается либо масса вопросов, которые потом элементарно разрешаются негативной реакцией на все несуществующее и мошенническое, поскольку возникновение жизни – сложный и комплексный процесс явно не семидневного библейского креационизма, либо  же возникает привычка, которую нелегко искоренить, потому что так делают все, а почему делают, кто его знает!

Так вот и в этой пьесе много подобных «кто его знает». Это вызывает откровенное раздражение, а я уже говорила о едком послевкусии при аллюзии на откровенно ханжескую богобоязненность.

Мотивы поступков по принципу «кто его знает»!

  1. Бабушка советует отцу и матери предать Кристину обряду крещения, потому что, как ей кажется, девушка стала гулящей и в нее вселились бесы. Когда Кристина говорит бабушке, что не хочет становиться подопытным кроликом, что она агностик, бабушка спокойно плюет на ее мнение, поскольку крещение гарантировано каждому от рождения, и неважно, хочешь ты этого или нет: в младенчестве уж точно не сможешь возразить, а будучи взрослым, последуешь примеру или настоянию родственников.
  2. Мать и отец Кристины начинают следовать христианским обетам, после того как бабушка помогает им обрести финансовую стабильность, договорившись с местным святошей, отцом Владимиром, о принятии отца Кристины на работу кладовщиком и возможности покупки офиса для склада через Марину, мать Кристины, которая работает агентом по недвижимости. Зачем они меняют свой жизненный уклад, если это никак не помогает собственной дочери и не улучшает их отношения?
  3. Сосед Боцман начинает верить в Бога, читать жизнеописания святых и посещать храм после встречи с бабушкой. Причиной этому послужило непонятное чувство стыда, возникшее после того, как Наталья Степановна дала ему денег на выпивку, не пожалев копейку на неугодное дело. Фактически, Боцман уверовал в себя хорошего, объяснив себе самому и другим свое новое пристрастие не к водке, а к Богу, как высшее проведение, кто его знает кем ниспосланное.
  4. Кристина, будучи агностиком, тоже уповает на Господа, когда оказывается в парке после очередного нервного срыва и скандала с семьей: «Привет. Господи, как стало вдруг легко». Обычная человеческая ситуация: мы обращаемся к тому, кто на протяжении уже 2 тысяч лет портит наш разум и жизнь, и опять-таки, не можем объяснить своего порыва. Кристине не нужен холодный Бог, это очевидно. Он ей нужен говорливый и мягкий. Она ищет черты человечности в святости и фанатизме: «…я реферат писала… по Серафиму… Его вообще Прохором звали… знаешь? Хороший был человек! Харизматичный. Только гордый. В пустоши жил, голодал, обет молчания принял, потом в затворе еще пятнадцать лет… В гробу спал… Келью без окон ему построили, а он взял в ней да угорел… Потому что свечку перед сном потушить забыл… Не соблюл он, чудотворец твой, правила противопожарной безопасности и все… Кердык, бабуля… от дыма угорел».
  5. После помощи Натальи Степановны в лице отца Владимира семья становится более финансово обеспеченной, но зарплату свою отец Кристины вынужден отдать бабушке на нужды крещения дочери. Бабушка запрещает семье выходить за рамки поста, жить нормальной жизнью или хоть немного баловать себя простыми и милыми желудку продуктами, к примеру, буженинкой. Бабушка планирует уклад семьи, и семья в лице взрослых беспрекословно подчиняется. Как объяснить такую быструю и непонятную лжетрансформацию?
  6. Взрослый контингент пьесы выбирает Бога, но по разным причинам, чтобы жить лучше и комфортней, иметь хорошую работу, сделать ремонт или просто получить индульгенцию и безгрешным попасть на тот свет. Только внутренняя мораль каждого персонажа остается непостижимой другим. Семья держится на тонких ниточках сосуществования, так и не говоря друг другу правдивых слов поддержки и любви.

Кстати, лгать Богу легче, чем близкому человеку.

Это четко отражено в пьесе. Бог за 5, 200 или 800 долларов всегда остается продажной сущностью человечества. Принцип ты – мне, а я – тебе еще никто не отменял. Это принцип взаимопомощи, только в храмах он превращает Бога в жадного Бармалея, а человека – в подкованную блоху, скачущую в мыслях и просчитывающую каждую просьбу. Храм – как поле чудес, идешь и не знаешь, повезет или не повезет, куда поставить свечу, чтобы не проиграть. А ведь и правда – нужно знать, где ставить за здравие, а где за упокой, а то не дай Бог душа мертвого возвернется, или живая упокоится раньше времени.

Живой Бог – отец Владимир

Персонаж священника – бизнесмена и вора – отлично прописан Яблонской. Добрый и милосердный поп, покупающий через агента по недвижимости склад и хранящий в нем контрабандный товар – разве не чудо? И суть не в сатире или злых нападках автора, а в уличении этого человека в грехе собственной добродетели. А добродетель этого лица – деньги и власть, чего священнослужителю не должно иметь. Отец Владимир – поп современности, Агасфер со всевозможным раковым набором грехов и погрешностей. После попытки суицида со стороны Кристины он приходит в больницу по просьбе бабушки, чтобы все же провести обряд крещения над умирающей девочкой. Ни он ни бабушка не думают о Кристине как о живом человеке. Для них она объект с инфекцией, язычница, которую нужно вовремя познакомить с Богом, а потом пусть умирает.

Второй актер слева направо – К. Олексенко – о. Владимир (я смотрела постановку с этим актером)
Второй актер слева направо – К. Олексенко – о. Владимир (я смотрела постановку с этим актером)

Апогеем всей лжерелигиозности и бесполезного фанатизма, мертвой богобоязненности, становятся слова отца Кристины, Олега, который в разговоре с отцом Владимиром сознается, что узнал всю правду о контрабанде: «… Такая работа хорошая, зарплата и не напрягаюсь особо, и жена довольна — наконец-то, деньги стал в дом приносить… Воцерковился! Вы же мне всю жизнь перевернули, я же охереть какой стал счастливый, счастье — хоть лопатой греби! Я ж, наверное, так бы до смерти этот ваш товар принимал… а меня вчера дочь спросила: что в этих коробках, папа? потом взяла и с балкона выпрыгнула… И я, действительно, стал думать, что ж там такое в этих коробках?!.. И так, знаете, интересно, мне стало! Любопытно прямо! Решил посмотреть… что там у отца Владимира в коробках… свечи, ладан, духовная литература?»

Слева направо – С. Детюк, отец Кристины, А. Тритенко – о. Владимир
Слева направо – С. Детюк – Олег, отец Кристины (я видела постановку с этим актером); А. Тритенко – о. Владимир

А кульминацией всей пьесы становятся слова Боцмана, который как-то побывал в Африке и немного познал сущность бедного счастья африканцев: «… В Африке! Живут в землянках, жопу пальмовым листом прикрыли, танцуют, в барабаны бьют и счастливы! А у нас как? В платок замотались, на колени на заплеванный пол, яйца нельзя, мясо нельзя, танцевать нельзя, пить нельзя, ни хера нельзя, можно только болеть, страдать и дохнуть! Они же знаешь, что с собой делали?! Они специально на себя вериги натягивали и до крови, до шрамов… и на столбе сидели, и не ели месяцами, и в гробах спали, и молчали по году, по десять лет молчали!.. Это у них подвиг веры называется! Но это же пиздец, а не подвиг!»

Боцман покончил с фанатизмом, просто взяв себя в руки и начав анализировать ситуацию по старинке, посредством водки. Он даже удосужился залезть в ящик стола уже лежащей в больнице Кристины, где обнаружил научный реферат на тему верований народов Африки. Родители же не знали о том, что дочь всячески пытается ответить на интересующие ее духовные вопросы.

Слева направо – В. Мовчан - Боцман, сосед семьи
Слева направо – В. Мовчан – Боцман, сосед семьи (я видела постановку с этим актером); С. Коршиков – Олег, отец Кристины (другой актер)

Что можно вынести из пьесы для себя?

Никакая религия не может научить человека быть терпеливым и успешно смирять свой гнев, а также прощать или просить прощения. Нам совершенно не нужно для этого ходить в церковь и коленопреклоняться. Всему доброму и рациональному мы учимся сами в процессе преодоления жизненных ошибок. Я уже упоминала о том, что персонаж пьесы Кристина интересовалась Серафимом Саровским как человеком, чтобы, как мне кажется, суметь понять его человеколюбие, исходившее из сердца, а не по причине следования церковному уставу: «Особенным свойством его обхождения и бесед были любовь и смиренномудрие. Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк ли в рубище, или богач в светлой одежде, с какими бы кто ни приходил нуждами, в каком бы греховном состоянии ни находилась его совесть, он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли и, благословляя, сам целовал руки даже не у посвященных людей».

Сцена поучения Кристиной собственной бабушки
Сцена поучения Кристиной собственной бабушки

Так что постановка мне понравилась исключительно по вышеупомянутой причине и в силу одного немаловажного аспекта – свежего и правдивого взгляда на существующий порядок вещей.

Глубоко убеждена в том, что сходить на эту постановку необходимо каждому человеку, который хоть раз в жизни задумывался над тем, что теория креационизма – великая мистификация, потому что любой мало-мальски эгоистичной личности непременно хочется объяснить свое присутствие на этой Земле не как биологическую случайность, а как волю Бога, что и дает этой личности косвенное право на разговоры с Ним и изобретение всяческих религиозных псевдолекарств, которые не приносят облегчение.