Примечательности

Село Требухов, Церковь Святой Покровы

История села Требухов богата различными фактуальными перетурбациями. Кажется, что читаешь об истории города, но не села, поскольку событий настолько много, что разбегаются глаза. Меня тянуло туда из-за церквушки, которую построили по проекту Н. Горденина в начале 20-го века. Но об этом немного позже. Вначале поговорим о самом селе и выдающихся личностях, которые родились на территории Требухова. 

Краткий очерк о Требухове

  1. Согласно данным «Истории городов и сел УССР» на месте села Требухов существовало в свое время село Иваничи. Его разрушили добрые татары.
  2. В 1633 году здесь была основана Требуховка, но в книгах киевского воеводы поселение упоминается еще раньше, а именно в 1629 году вместе с урочищами Городчаны и Иваничи.
  3. Название села неоднозначно:
    1. Краевед из Броваров Д. Гамалий утверждает, что на месте села был в свое время город Требин.
    2. Но согласно местным поверьям на этой территории располагался небольшой хутор с таким же названием.
    3. Существует также легенда о том, что однажды некий охотник из этой местности метко попал в требуха, то есть оленя (отсюда и пошло название села). Это наводит на мысль о культе скифского оленя, по кишкам (требухе) которого охотники-жрецы предсказывали будущее.
    4. Кстати, в названии села лежит корень «треба». Это полноценное слово, которое означает место или обряд религиозного культа.
    5. Урочище Городчаны возле Требухова тоже связано с происхождением названия села. Согласно давнему повествованию поселился здесь в свое время человек, которого звали Требушок.
    6. Территория Требухова после нашествия татар была заболоченной, сюда бежали вольные люди. Так вот среди таких вольников был некий ключник Треба, который привел за собой освобожденных ним 6 заключенных из княжеской тюрьмы. Его имя упоминается в пересказе, записанном со слов Евдокии Дидусь.
  4. Я уже упоминала имя Д. Гамалия. Краевед считает, что с 1508 года земли Требухова, а по существу урочища Городчаны, принадлежали Михайловскому монастырю, а позднее уже семьям Аксаков и Вишневецких.
  5. Если говорить о платежеспособности монастырских крестьян требуховской вотчины, то они исправно платили хлебный налог за использование земельного надела, за пастбища, за венчание в церкви, за переезд через монастырскую реку, за помол в мельнице, а еще подушную подать и государственную подать на содержание войска.
  6. В конце 16-го века польский коронный гетман Станислав Жолкевский жестоко подавил крестьянско-казацкое восстание под руководством Северина Наливайко и Григория Лободы (1594-1596 гг.) и начал захватывать земли наиболее воинственных крестьян. Он оккупировал Бориспольщину и близлежащие земли.
  7. В 1680 году Бровары вместе с близлежащими селами, к которым относился и Требухов, были переданы гетманом И. Самойловичем Киево-Печерской лавре.
  8. В 18-ом веке в Требухове вместе с монастырскими крестьянами жили казаки, которые принадлежали к Бориспольской сотне Переяславского полка. Их архивных материалов известно, что в 1737 году на территории села было 100 дворов, из них монастырско-крестьянских – 77, казачьих – 20, дворов церковнослужителей – 3. А в 1741 году население села составляло 799 человек, из них монастырских крестьян – 598, казаков – 189, холопов, то есть наемных работников, – 121.
  9. Требуховцы принимали участие в гайдамацком движении. Согласно материалам допросов, проводимых польскими военными, в 1747 году польская военная комиссия допрашивала требуховца Власа Никоненко за участие в крестьянских бунтах. В результате Никоненко умер во время пыток.
  10. После реформы 1861 года население получило толчок к расширению собственного хозяйства. Многие крестьяне начали заниматься мелкой торговлей в Киеве, разводить овец, ткать полотно и т.д.
  11. В 1874 году в Требухове была открыта одна из первых в районе земских школ – Требуховское сельское начальное народное училище.
  12. В преддверии революции село жило небогато, но все имели равномерный достаток.
  13. Один двор владел 2-мя десятинами земли.
  14. Богатым землевладельцем был местный священник Галаган, которому принадлежало 70 десятин земли, но все-таки это были церковные земли.
  15. Многие требуховцы из-за нехватки земли шли на заработки в Таврию к немцам-колонистам.
  16. В годы первой русской революции 1905-1907 гг. в селе был организован социал-демократический кружок под руководством Ф. З. Каленченко.
  17. В 1920 году возник комитет бедных крестьян, главой которого стал В. М. Пятница.
  18. Но весной 1920 года произошло требуховское восстание против советской власти при участии 300 крестьян. Не имея оружия, они выступили против артиллерии и конницы, что, конечно, же привело к гибели каждого десятого участника восстания и сожжению села.
  19. Сельский совет возник в 1918 году под руководством Кирилла Корнийко.
  20. После завершения гражданской войны начальником сельсовета стал бывший командир Красной Гвардии М. А. Бабич.
  21. В мирное время сельсовет и комитет бедного крестьянства начали распределять землю между семьями с учетом определенных норм. К примеру, на самую большую семью выделялось 9 десятин земли.
  22. В 1921-1922 гг. в Требухове проживало 3,5 тыс. человек.
  23. В период НЭПа в селе насчитывалось 85 ветряных мельниц. У Якова Бабича была маслобойня. У Самийла Шуляка и Клима Гольца были зерномолотилки.
  24. В 1922 г. группа богатых крестьян в складчину купила нефтяной двигатель. И в том же 1922 г. была организована сельскохозяйственная артель «Долой границы». Вначале в ней было 9 хозяйств, но уже к 1930 г. ставшая колхозом артель увеличилась до 333 хозяйств.
  25. В результате политики коллективизации и вышедшей в свет 2 марта 1930 года в газете «Правда» статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» колхоз опять сократился до 9 хозайств, поэтому собрать и обмолотить урожай вовремя селу не удалось. Он так и сгнил в снопах. А секретаря парторганизации и председателя сельсовета товарища Кривенко обвинили в защите кулаков и неравноправном распределении хлебозаготовительных работ.
  26. В 1933 г. Требухов пережил страшный голод.
  27. В 1934 г. была практически полностью завершена коллективизация. Начали появляться тракторы ХТЗ-15 для обслуживания колхозных земель, поскольку на территории Требухова к этому времени появилось уже 4 колхоза.
  28. В 1939-1940 гг. трудящиеся принимали участие во Всесоюзной с/х выставке в Москве в силу больших урожаев картофеля, овощей и повышения продуктивности труда.
  29. В 1942 г. многих требуховцев-коммунистов или сочувствующих расстреляли из-за помощи партизанскому движению. Среди расстрелянных была учительница Надежда Григорьевна Буяло, у которой на момент расправы гестаповцев на руках лежал 2-месячный ребенок. Но ее все равно повесили.
  30. 229 человек были отправлены на работы в Германию.
  31. 23 сентября 1943 г. село было освобождено от немцев, но при отступлении фашисты сожгли большую часть Требухова.
  32. В сентябре-октябре 1943 г. во время подготовки боевых операций на территории села располагался штаб командующего войсками 1 Украинского фронта генерала М. Ватутина и члена Военсовета генерал-лейтенанта Н. Хрущева.
  33. На фронтах войны погибли 236 жителей села, среди них 35 офицеров.
  34. После войны во время процесса отстраивания села многие с/х здания были возведены под руководством Ивана Михайловича Ковбасинского, который стал руководителем объединенного колхоза «Октябрь» в 1950 г.
  35. В Требухове в 1977 г. было достроено здание трехэтажной современной школы.

Некоторые выдающиеся личности села Требухов

Н. М. Галаган

Упоминая о выдающихся личностях, родившихся на территории села, нельзя пропустить Галагана Николая Михайловича (1882-19??). Его отец был священником из богатой казацкой семьи, а мать мелкопоместной дворянкой.

  1. Учась в 3-ей Киевской гимназии, Николай становится лучшим другом Григорию Чупрынке, который существенно влияет на революционное сознание своего школьного товарища.
  2. Еще на школьной скамье, в 1900 г., Н. Галаган становится членом Революционной Украинской Партии.
  3. Впоследствии придерживается социал-демократических взглядов. В 1905 году вступает в ряды участников Украинского Социал-Демократического Союза, который вошел в состав РСДРП (меньшевистской фракции). Но в 1908 г. организация прекращает свое существование.
  4. После окончания университета в 1909 г. Н. Галаган получает должность служащего в Киевском отделении Волжско-Камского банка.
  5. В 1910-1911 гг. служит рядовым в 29-ом пехотном полке, но в 1912 после переподготовки получает чин прапорщика.
  6. В 1913 гг. снова продолжает работать в банке.
  7. Во время Первой мировой войны служит в составе 20-го Заамурского приграничного полка, выполняя обязанности полкового адъютанта.
  8. В 1917 году принимает участие во 2-ом Всеукраинском военном съезде, на котором был провозглашен 1-ый Универсал Центральной Рады.
  9. Также как и друг детства поэт Г. Чупрынка, Н. Галаган в чине прапорщика вступает в ряды Первого Украинского полка им. Б. Хмельницкого.
  10. Осенью 1917 г. Н. Галагана избирают в состав Центральной Рады.
  11. В течение периода с 1917 г. и до 1920 г. Николай Михайлович служит дипломатическим представителем Генерального Секретариата, правительства УНР в Румынии, работает в департаменте народного здоровья при П. Скоропадском, становится главой дипмиссии УНР в Венгрии при Директории.
  12. Н. Галаган был яростным противником подписания Варшавского договора 21 апреля 1920 г. между правительствами УНР в лице С. Петлюры и Польши.
  13. Некоторое время Николай Михайлович пребывает в эмиграции после отказа служить послом в Венгрии.
  14. Но во время существования Карпатской Украины приезжает в Хуст и становится преподавателем природоведения в государственной украинской гимназии.
  15. После оккупации Закарпатья венграми был арестован и депортирован в Чехословакию.
  16. В 1944 г. был арестован гестапо и полгода провел в Пражской тюрьме.
  17. А потом пришла совсем несладкая жизнь. В 1945 г. Галаган был вывезен советской военной контрразведкой и посажен в «Сиблаг» в Кемеровской области. Был освобожден в 1955 г. и реабилитирован в 1992 г. Как он жил после освобождения и где похоронен, не известно.

Требухов славится еще одной яркой личностью: Николаем Даниловичем Сомом (1935-2013 гг.).

Микола Данилович СОМ
Н. Д. Сом

1. Н. Д. Сом закончил факультет журналистики Киевского университета им. Т. Шевченко.

2. Затем работал в редакциях различных газет, таких как «Нефтевик Борислава», «Вечерний Киев» и т.д.

3. Но знаменит Н. Сом, прежде всего, песнями, написанными в соавторстве с такими известными композиторами как А. Сандлер и П. Майборода. Около 100 песен положено на ноты композиторами Украины на основе поэтических произведений Н. Сома.

4. Его песни исполняли Иван Козловский, Нина Матвиенко, хор им. Веревки, Раиса Кириченко и др.

5. В советское время поэт часто становился гостем литературных чтений и даже посетил с выступлениями пенитенциарные заведения в Чернигове и на Донбассе.

6. Николай Сом любил ставить своеобразные эксперименты с таким поэтическим жанром как эпитафия. Он специально выпустил ироничный сборник «Сто эпитафий», в котором с сатирическим юмором похоронил многих живых знаменитостей.  Поэт не забыл и о себе:

(Сомоепітафія)
Низький уклін Миколі Сому!
Він тут нарешті охолов,
Тож не втече тепер із дому
Поет, учитель, риболов.
2005 г.

7. В 1985 г. Н. Сом выпустил сборник стихов «Хроника военного детства», поскольку в годы войны в сентябре-октябре 1943 г. ему пришлось жить по соседству со Штабом Первого украинского фронта и видеть Н. Ватутина, Г. Жукова и Н. Хрущева.

8. За этот сборник Н. Сому должны были присудить Шевченковскую премию, но поскольку поэт был беспартийным, то премия прошла мимо его рук.

9. В 2005 г. Н. Сом также написал первую в Украине книгу об известном поэте Василии Симоненко.

10. Многие требуховцы благодарны Н. Сому за его педагогическую деятельность. Начиная с 1990 г. поэт 10 лет проработал в местной сельской школе преподавателем украинского языка и литературы, а также риторики, поэтики, журналистики.

11. Николаю Даниловичу Сому удалось разработать свою собственную уникальную программу преподавания этих предметов. Так что районный департамент образования попросил Н. Сома проводить уроки не только в местной школе, но и по всем школам Броварского района.

12. Между прочим, Н. Сом, являясь обладателем литературных премий им. В. Сосюры и О. Вишни, получил даже церковную награду от УПЦ за возрождение духовности Украины, а именно Орден Архистратига Михаила.

После пространных размышлений и описаний на тему жизни села вернусь-ка я к основному объекту моего увлечения и восхищения.

Церковь Святой Покровы (1905-1911 гг., арх. Н. Горденин, УПЦ МП)

Церкви в Требухове были и раньше 20-го века. К примеру, тот самый ключник Треба, о котором я упоминала выше в кратком очерке о Требухове, удосужился в свое время возвести церквушку. А в документах бориспольского магистрата от февраля 1662 г. есть упоминание о требуховском священнике Симеоне, что наводит на мысль о существовании казацкой церкви до 1662 г.

Хотя лучше рассказать обо всем по порядку:

  • В 1714 г. согласно письменным источникам была возведена церковь Святой Троицы, которую перестраивали в 1851 г., а в 1869 г. здесь достроили колокольню.
  • По преданию на ней возвели золотой крест, оставшийся от утонувшей в озере церкви урочища Городчаны.
  • Начиная с 1898 года в селе известна Покровская церковь. Изменение названия не случайно, поскольку согласно церковной реформе казацкие церкви должны были уничтожаться, а на их месте необходимо было устанавливать церкви московского обряда.
  • Современная церковь была построена по проекту арх. Н. Горденина в 1905-1911 гг.
  • Первым священником в ней был Михаил Галаган, если учесть, что он был родным отцом политического деятеля Николая Галагана, то вот вам и прямая, но прискорбная связь члена меньшевистского звена РСДРП (хотя и не только) со священнослужителем.
  • Крест из Троицкой церкви перенесли тогда на новую Покровскую церковь.
  • В 30-ых гг. крест был снят евреями и комсомольцами.
  • На сегодняшний день приходом управляет иерей Михаил Павлюк.
  • При личном разговоре со священником удалось выяснить не многое, но он сообщил мне, что иконостас церкви был недавно реставрирован с сохранением стилистики иконописи старой школы.
  • Настенные и потолочные росписи храма не имеют никакой ценности, как сообщил священник.
  • В храме действует воскресная школа для детей и церковная библиотека с 600 книгами.
  • Храм пятиглавый с доминирующим куполом в алтарно-солейной части церкви. Остальные главки пропорционально расположены по периметру притворов и грациозно дополняют симметричный ансамбль верхней части храма.

trebukhiv-01

  • Колокольня трехъярусная с четким геометрическим орнаментом при переходе одного яруса в другой.

trebukhiv-05

  • Четко выделяются декоративные кокошники над окнами барабанов главок и по периметру карниза притворов.

trebukhiv-06

  • В храме выдержана яркая цветовая гамма: сочетание желтого обрамления кокошников, темно-синей цокольной части, белых досок основных композиционных долей и зеленых куполов создает единообразный ансамбль.
  • Хотя по площади храм кажется непомерно большим, его четко отлаженная композиционная структура скрашивает любую несоразмерность, в частности, очарования храму добавляют огромные дву-и трехчастные окна, разделение барабанов, окон, нартекса и наоса, а также притворов на четкие геометрически правильные зоны.
  • К притворам ведут дополнительные входы с балюстрадами и фигурными столбиками-балясинами.

trebukhiv-07

  • Цокольная часть храма каменная.
  • На территории находится домик священника и хозяйственные пристройки.
  • Все очень ухожено и аккуратно.
  • Внутренняя часть храма просто поразительно огромна. Именно храм Покровы в Требухове является самым большим деревянным храмом в Киевской области. Священник даже пожаловался на огромные счета за отопление в месяц.

trebukhiv-17

К сожалению, о. Михаил не дал мне сделать полноценные фотографии внутренней части, поэтому пришлось фотографировать исподтишка.

А как вам такая полуосвещенная церквушка с ангелом в окне? Это, конечно же, шутка, потому как это могли быть представители воскресной школы. Кстати, она пользуется популярностью. По крайней мере, нескольких ожидающих своих внучат бабушек и дедушек я точно видела.

trebukhiv-19

Желаю величественному и безумно прекрасному творению рук великого Н. Горденина простоять еще лет так 1 000, как скандинавские ставкирки, и по возможности радовать своей безупречностью любителей деревянной архитектуры.