Изюминки

Киев, Церковь Покровы Пресвятой Богородицы

Наверное, только в русской литературе можно отыскать близкие тебе строки, которые помогут описать все противоречивые чувства или то настроение, которое плащом накрывает тебя при виде плачущих от дождя или смеющихся на солнце церковных куполов. Ты просто созерцаешь их величие и непонятную тебе зеркальную праведность, потому что больше ничего не остается, кроме как ходить вокруг бессмертного творения и бояться прикоснуться к тому, что искренне поражает воображение. В какой бы храм я не заходила, мне всегда вспоминается стихотворение А. Блока, написанное поэтом в 1908 г. «Люблю высокие соборы…»:

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню. 

Для меня каждый храм отнюдь не место поклонения или покаяния; я не прихожу сюда что-либо просить или покупать. Мне дорога каменная или деревянная плоть, вбитая в землю и просящаяся наружу в виде луковичных главок или тяжеловесных куполов, массивная хрупкость стен и горьковато-сладкий привкус ладана. Каждый храм – оксюморон моей противоречивости.

Пара лестных слов об авторе храма Покровы Пресвятой Богородицы

С именем архитектора Владимира Николаева связано множество гражданских зданий и религиозных заведений в Киеве, но церковь Покровы Пресвятой Богородицы на Соломенке построил не он, а его сын Ипполит Николаев. Мне очень импонирует портрет Поля, так называли мальчика в семье, нарисованный в 1887 г. В. Николаевым.

Ипполит (Поль) Николаев, портрет, выполненный В. Николаевым, 1887 г.
Ипполит (Поль) Николаев, портрет, выполненный В. Николаевым, 1887 г.

 

Как же Ипполит Николаев получил этот заказ?

Все очень просто. После окончания Академии художеств в Петербурге в 1989 г. Ипполит вернулся домой. Он был зачислен киевским городским архитектором и на этой должности пребывал 25 лет. Но Николаев-старший собирался оставить сыну и другой свой «портфель». С 1875 г. Владимир Николаевич был киевским епархиальным архитектором: ведущим специалистом по построению храмов. И не успел Ипполит прибыть в Киев, как получил заказ на проектирование церкви на Соломенке. Этот храм возводился по инициативе городской думы в память митрополита Платона, умершего в 1891 году на праздник Покровы. Поэтому и церковь назвали Покровской. Ипполит Николаев разработал хороший проект небольшого пятикупольного храма по типу московско-ярославских строений 16-17 вв. Нет сомнений, что в проектировании ему помогал отец, тем более что Покровская церковь на Соломенке очень напоминала извне храм в честь Святого князя Александра Невского в киевском предместье Галаганы, который возводил Владимир Николаев в 1891 году.

В 1884 году из села Рубежовка (под Бучей) в район Брест-Литовского шоссе перевели колонию для малолетних преступников. Название за колонией осталось прежним – Рубежовская. Для воздействия на неокрепшие, но изрядно испорченные умы и души, да и для общей необходимости, решили возвести храм. 6 декабря 1891 года был заложен храм в честь Святого князя Александра Невского. В модном тогда нео- или псевдорусском стиле его спроектировал знаменитый киевский архитектор Владимир Николаев.
В 1884 году из села Рубежовка (под Бучей) в район Брест-Литовского шоссе перевели колонию для малолетних преступников. Название за колонией осталось прежним – Рубежовская. Для воздействия на неокрепшие, но изрядно испорченные умы и души, да и для общей необходимости, решили возвести храм.
6 декабря 1891 года был заложен храм в честь Святого князя Александра Невского. В модном тогда нео- или псевдорусском стиле его спроектировал знаменитый киевский архитектор Владимир Николаев.

 

Вот так и началась история Свято-Покровского храма.

Храм в честь Покровы Пресвятой Богородицы (1893-1897 гг., арх. И. Николаев, стиль неорусский, УПЦ КП)

       1. Кто же собрал средства на постройку храма?

Сбором средств и строительством руководил комитет во главе с фабрикантом Яковом Бернером, который лично пожертвовал 2 000 рублей и 25 000 штук кирпичей. В комитет входили также Михаил Дегтярев, Александр Терещенко и другие уважаемые особы Киева. Строительным комитетом было собрано 35 000 рублей и необходимые строительные материалы. Киевская городская дума бесплатно выделила 50 пудов кровельного железа, оставшегося от сгоревшего в 1896 году Городского театра.

2. Период постройки и окончание строительства

Закладка храма состоялась 14 сентября 1895 г. Во время закладки была освящена уже существующая постройка приходской школы (не сохранилась). Церковь была освящена 9 ноября 1897 г.

Покровская церковь, конец 19 ст.
Покровская церковь, конец 19 ст.

На момент открытия церкви полностью был готов только иконостас, стены еще не были расписаны. Каменный иконостас был сооружен по проекту И. Николаева. Иконы и роспись выполнили И. Селезнев, В. Сонин и другие. Внутренне помещение храма обладало хорошей акустикой и было хорошо освещено естественным освещением.

От проектирования до завершения строительства храма прошло четыре года. Наконец, в 1897 году он был освящен. В то время Николаев-отец с сожалением понял, что его сын не очень увлекается храмовым строительством. При возведении Покровской церкви приходили жалобы от общественного строительного комитета с требованием «предложить архитектору Ипполиту Владимировичу Николаеву наблюдать за означенною постройкой более серьезно». Так и осталась эта церковь единственной, которую строил Ипполит Николаев.

         3. Вклад в строительство инженера Константина Сроковского

В 1907-1916 гг. по проекту К. Сроковского Покровский храм был значительно расширен, а до настоящего времени он сохранился в искаженном виде, без всякой бани.

Вначале церковь не имела боковых алтарей. В конце 1906 года приход выступил с ходатайством о значительном расширении храма. Реконструкция была осуществлена по проекту инженера Константина Сроковского. Работы по расширению храма были выполнены на протяжении 1907-1914 гг. В ноябре 1914 г. был освящен обновленный северный придел святых Жен-Мироносиц, а в октябре 1916 г. – южный придел святого Платона Исповедника.

Настоятель Свято-Покровского храма Василий Липковский

В 1905-1915 гг. настоятелем церкви был будущий митрополит Украинской Автокефальной Православной Церкви Василий Липковский.  В память об этом на стене храма ему установлена мемориальная доска.

Митрополит В. Липковский, первый настоятель Свято-Покровского храма
Митрополит В. Липковский, первый настоятель Свято-Покровского храма

Свято-Покровский храм в эпоху советов

В 1939 г. церковь была закрыта. Приближая внешний вид храма к светскому строению, советская власть сняла все купола, разобрала колокольню, переплавила колокола. Помещение церкви было приспособлено для швейной мастерской. Купола были заменены на шатровые крыши. Во время немецкой оккупации возобновились богослужения. В послевоенные годы храм продолжал действовать. Была заново выполнена роспись интерьера.

В 1960-ых гг. Покровская церковь почти стала кафедральным православным храмом Киева. В те годы, после периода потепления 1950-ых гг., церковь вновь впала в немилость, и киевская городская власть подумывала о возможности закрытия Владимирского собора, который в то время носил статус кафедрального, и перенесения кафедры подальше от центра Киева, на Соломенку. Только благодаря усилиям верующих это не произошло.

Так выглядела Покровская церковь в советские времена
Так выглядела Покровская церковь в советские времена

Возрождение и современная реставрация

В 1990-х гг. был разработан проект реставрации Свято-Покровского храма. В 2000-х годах церковь была полностью восстановлена усилиями церковной общины и настоятеля храма, отца Дмитрия Садовьяка. Были заново возведены главы и колокольня церкви, что позволило вернуть сооружению его былое величие. Руководителем реставрационных работ был архитектор Владимир Хромченков. Сейчас в церкви, как и раньше, проводятся регулярные богослужения. Важной особенностью Свято-Покровского прихода всегда была  церковно-приходская школа, которая действовала от самого основания храма. На сегодняшний день при храме восстановлена воскресная школа.

Настоятелем храма с ноября 2015 года служит А. Трофимлюк.

Олександр Трофимлюк (30 ноября 1981, Ровно) — священник УПЦ КП, протоирей, доктор богословских наук, профессор, академик
Александр Трофимлюк (30 ноября 1981, Ровно) — священник УПЦ КП, протоирей, доктор богословских наук, профессор, академик

Архитектура Свято-Покровского храма

В архитектурном плане стилистика храма была выбрана в традиционном для большинства церковных сооружений Российской империи 19 в. псевдорусском стиле. Таким образом, храм характеризуется центрической ярусной композицией неколонного сооружения с сомкнутым сводчатым перекрытием основного объема. В декоративном плане храм украшен в стиле российского «узорочья» 17 в. — с колонками, кокошниками, карнизами и фризом с декоративной орнаментальной кирпичной кладкой, луковичными главками над алтарем и западным притвором.

Если говорить о настенной живописи храма, включая общий интерьер и отдельные иконы, можно увидеть следующее (перейдя по этой ссылке, можно детально ознакомиться с особенностями интерьера и росписей храма):

pokrovy 134
Вход Господень в Иерусалим (настенная роспись).
pokrovy 133
Благословение детей (настенная роспись). При входе в храм, справа.
pokrovy 132
По центру расположена Тайная вечеря (настенная роспись). Слева от Тайной вечери – Евангелист Иоанн Богослов. Справа от Тайной вечери – Евангелист Матфей.
pokrovy 131
Лик Христа.
pokrovy 130
Печная система храма. Далее в верхней части стены фрагмент Благословения детей.
pokrovy 129
Триптих Распятие в приделе Жен Мироносец.
pokrovy 128
Четко прослеживается сомкнутая сводчатая структура храма.
pokrovy 126
Придел Жен Мироносец.
Центральный купол храма.
Центральный купол храма.
pokrovy 124
Иконостас придела Жен-Мироносиц. Фреска Крестный путь.
pokrovy 123
Тайная вечеря.
Элемент декоративной росписи храма.
Элемент декоративной росписи храма.
pokrovy 121
Рождество Христово (настенная роспись).
Солейная часть храма.
Солейная часть храма в Платониевском приделе.
pokrovy 118
Моление о чаше (настенная роспись) в Платониевском приделе.
pokrovy 117
Тетрапод, солейная часть и иконостас храма.

На видео в порядке быстрой съемки видны следующие компоненты:

  1. слева – придел Жен-Мироносиц и центральный придел;
  2. придел Жен-Мироносиц с фрагментом настенной росписи Крестный путь;
  3. центральный Свято-Покровский придел;
  4. центральный придел с фрагментом настенной росписи Тайная вечеря;
  5. тетрапод перед центральным приделом храма;
  6. иконостас;
  7. за центральным Свято-Покровским приделом часть Платониевского придела;
  8. сомкнутое сводчатое перекрытие основного объема храма.