Изюминки

Виктор Пальмов и 4 колористических полотна в арт-центре «Мистецький Арсенал»

Третье полотно В. Пальмова, представленное на выставке, посвящено украинскому селу. Вот что рассказывает о тяге Пальмова к украинству искусствовед Д. Горбачов.

Картина датируется 1920 годом, когда россиянин Пальмов еще не был в Украине. Оказывается, в 1920 году он вместе с художником Давидом Бурлюком, который его украинизировал, побывал в Сибири в области Зеленый Клин (еще ее называют «Зеленая Украина», по переписи населения 1926 года там проживало 303 тысячи украинцев). Там Пальмов впервые приобщился к украинскому. В 1918 году Зеленый Клин объявил себя частью Украинской Народной Республики, его представители послали Михаилу Грушевскому телеграмму, на которую тот, кстати, не ответил.

В. Пальмов. Украинское село зимой. Холст, масло, 1919-1920 гг. (50x65)
В. Пальмов. Украинское село зимой. Холст, масло, 1919-1920 гг. (50×65)

Эту картину коллекционер Дыченко тоже нашел случайно и выкупил вместе с упомянутой картиной «Пляж».

Совершенно случайно я сумел приобрести знаменитую картину футуриста Виктора Пальмова. О нем известно очень немного. Пальмов вместе с Давидом Бурлюком насаждали футуризм в Японии, где на одной из выставок он получил золотую медаль (именно за картину «Украинское село зимой»). Вернулся в Москву, а в середине двадцатых годов был приглашен в Киев, где работал в Художественном институте. В то время у нас преподавали отец советского дизайна великий Татлин, Малевич, Бойчук… В конце концов, Пальмова, как Фрунзе и Грушевского, зарезали во время операции. Странная история…