Архитекторы

Василий Александрович Осьмак (8 (20 апреля) 1870 г., село Гоголев – 7 января 1942 г., Киев)

Проекты в соавторстве с В. Безпалым, К. Журавским, С. Германовичем и С. Титаренко

1

Стадион «Динамо» имени Валерия Лобановского (1932-1934 гг., ул. М. Грушевского, 3, соавтор архитектор В. И. Безпалый).

Бывший Царский сад и Петровская аллея, фото 1910-х гг, взято из книги Д. Малакова, стр. 141.
Бывший Царский сад и Петровская аллея, фото 1910-х гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 141.

Для возведения стадиона в Киеве был выбран специально созданный природой буерак на нижней террасе Царского сада, справа от Петровской аллеи.

Рельеф местности был очень сложным, но архитекторы сумели разместить большой спортивный комплекс с минимальными расходами на распланировку и земляные работы; футбольное поле с беговыми дорожками, секторами для прыжков и трибунами на 18 тысяч зрителей, а также волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные корты, зимние павильоны разного назначения, ресторан. Стадион, конечно же, очень изменился с тех пор. Ниже я разместила фотографии, сделанные в мае месяце 2016 года.

Под центральной трибуной стадиона были оборудованы тир для стрельбы, 25-метровый плавательный бассейн, раздевалки, душевые, туалеты.

Более того, для наркомвнудельцев (так называли сотрудников ОГПУ-МВД) построили подземный тир, чтобы они могли практиковаться в стрельбе, что могло им чрезвычайно пригодиться.

Центральный вход на стадион украсила торжественная вогнутая колоннада по проекту архитекторов Нины Давыдовны Манучаровой и В. И. Полищука.

Центральный вход, фото 1930-ых гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 141.
Центральный вход, фото 1930-ых гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 141.
Почтовая открытка. 1930-е гг. Стадион
Почтовая открытка «Союзпечать». 1930-е гг. Стадион «Динамо». Фото взято из книги Д. Малакова, стр. 142.
Фонтан на территории стадиона. Фото 1930-х гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 142.
Фонтан на территории стадиона. Фото 1930-х гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 142.
Стадион «Динамо» в конце 30-ых гг., (возможно, также в начале 40-ых гг.).
Стадион Динамо, 1959 г.
Стадион «Динамо», 1959 г.

Скульптурные изображения физкультурников и физкультурниц выполнил в классической манере Макс Исаевич Гельман, профессор Киевского художественного института, а моделью ему послужила спортсменка-динамовка Ираида Илларионовна Таирова.

Новый объект назвали в честь наркома НКВД УССР Всеволода Балыцкого. Его в 1937 г. расстреляли, поэтому пришло новое название в честь другого наркома, но уже СССР, Николая Ежова. В 1938 г. он тоже полетел со своего места, став врагом народа. С тех пор и до мая 2002 года наш стадион был просто стадионом «Динамо». Но в данный момент он заслуженно носит имя В. Лобановского.

2

Сооружения Днепровского водопровода (1934-1939 гг., в соавторстве с К. Журавским) в стиле рационального конструктивизма с элементами и деталями классицизма.

Детально ознакомиться с историей развития канализационной и водопроводной систем в Киеве можно в статье Вадима Ляшенко.

Как известно, первая попытка создать в городе полноценную канализационную сеть с использованием речной воды датируется еще 1894 годом, но эпидемии тифа и холеры привели к тому, что водопроводное общество в 1909-м отказалось от забора воды из Днепра и перешло на артезианское водоснабжение. Реабилитировать идею взялись в 1939 году, с введением в строй Днепровской водной станции.

В 1934 г. на проектные и подготовительные работы была выделена сумма в 1,3 млн рублей. В первую очередь соорудили оригинальный водозаборный ковш, который еще служил и отстойником, два сифонных водовода диаметром 1 200 мм каждый, водопринимающий колодец, насосную станцию 1-го подъема с вертикальными насосами, очистительные сооружения с двухступенчатой схемой очищения воды на горизонтальных отстойниках и быстрых песочно-гравийных фильтрах, реагентное и хлорное хозяйства, резервуары чистой воды, насосную станцию 2-го подъема.

15 декабря 1939 г. была запущена первая очередь Днепровской водопроводной станции мощностью 100 тыс. куб. м. в сутки.

Днепровский водопровод. Фасад здания коагуляции. Проект. 1934 г. Фото взято из книги Д. Малакова, стр. 146.
Днепровский водопровод. Фасад здания коагуляции (вверху) и фасад здания фильтров (внизу). Проект. 1934 г. Фото взяты из книги Д. Малакова, стр. 146.
Днепровский водопровод. Эскизный проект фасада насосной станции. 1934 г. Фото взято из книги Д. Малакова стр. 146.
Днепровский водопровод. Эскизный проект фасада насосной станции. 1934 г. Фото взято из книги Д. Малакова стр. 146.
Здание фильтров. 1-ая очередь. Фото 1980-ых гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 147.
Здание фильтров. 1-ая очередь. Фото 1980-ых гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 147.
Насосная станция 1-го подъема. 1-ая очередь. Фото 1980-ых гг. взято из книги Д. Малакова, стр. 147.
Насосная станция 1-го подъема. 1-ая очередь. Фото 1980-ых гг., взято из книги Д. Малакова, стр. 147.

Здания на 2-ух последних фото свидетельствуют о том, что Василий Александрович не забывал о приверженности к классическим формам: тонко очерчены лопатки и карнизы оконных проемов, порталы входов обрамлены выразительными сандриками, пропорции сооружений четки и строги.

По сведениям Д. Малакова все сооружения сохранились, но ДВС относится к режимным объектам, поэтому сделать современные фото мне не удастся.

Зато рекомендую всем любителям архитектуры 50-ых гг. посетить поселок под названием Водогон, который образовался в результате возведения ДВС. Он так и обозначен на карте, находится по улице Днепроводской, возле ДВС.

3

Набережная Днепра (1935-1938 гг., в соавторстве с В. Безпалым). Дорога от Подола к Наводницкому и Цепному мостам вдоль Днепра захватила внимание новой власти только в 30-ых гг. Она была важной как в хозяйственном, так и в военном плане, поэтому ее нужно было срочно спасать от постоянных паводков и селей. 

Поперечный профиль магистрали шириной в 43 метра планировалось поделить на такие части: независимая трамвайная насыпь − 7 м, автодорога − 12 м, велосипедная дорожка − 3 м, возле самой набережной − бульвар для гуляний и отдыха − 10 м. Покрытие должно было быть асфальтобетонным.

До Второй мировой войны удалось построить 1 200 метров из запланированных 3 000.

Была возведена бутобетонная подпорная стена высотой в 7 метров и облицована серым гранитом из украинских карьеров.

osmak-naberezhnaya5

Стену отделяла и отделяет от воды широкая гранитная терраса с монументальными лестничными площадками. Эти площадки помещены как раз там, где легче всего осуществлять высадку и посадку пассажиров, сходивших с трамвая.

Смотря на фото 50-ых гг, я спрашиваю себя, что же изменилось? Людей тогда каталось намного больше, не было столько ненужного граффити, мусора, но это не ностальгия. Меня тогда и в помине не было.

Но вот жаль трамвайчика, помню, мне лично еще удавалось останавливать его не на остановке, а просто за станцией метро «Днепр». Бывало идешь себе вдоль рынка для рыбаков, а чтобы не тащиться до Паркового моста, можно было махнуть рукой, и трамвай, если он ехал в ту сторону, останавливался и подбирал тебя. Это было еще совсем недавно в 2011 г. Но теперь у нас есть современная развязка.

1950-е годы. Причалы у набережной Днепра
1950-е годы. Набережная Днепра.
1950-е годы. Набережная Днепра

Как ни странно, но я немного детальней изучила вопрос по созданию лестниц и ограждений на набережной. Казалось бы, невзрачные, серые конструкции, но все же хочу написать о них.

Первый лестничный пролет устроен напротив Нижнего монумента Крещения Руси или напротив памятнику Магдебургскому праву.

osmak-naberezhnaya6

Тут центральная ниша в подпорной стене перекрыта архивольтом. Это помогло при недавней реконструкции шоссе, дав выход подземному переходу.

Второй лестничный проем размещен возле спроектированного еще в 30-ых гг. пешеходного Паркового моста.

Третий лестничный проем находится ниже по течению.

Первый, второй и третий лестничный проемы расположены углублено по отношению к линии подпорной стены. Таким образом, была продумана более широкая площадка для высадки-посадки пассажиров.

Четвертый лестничный проем построен иначе: без сужения верхней пешеходной зоны, с выступом к воде. Более того, этот проем односторонний, в отличие от своих собратьев.

Кроме прочего, до войны были сооружены только 9 прясел парапета. Это можно легко проследить по разным балясинам: до войны они были выплавлены из чугуна, а вот после − из стали. Напольная кладка тоже отличается.

osmak-naberezhnaya47

osmak-naberezhnaya48

Вспоминая о сотрудничестве с В. Осьмаком архитектор В. Безпалый утверждал, что В. Осьмаку очень хотелось воссоздать на набережной Днепра ограждение Екатерининского канала в Петербурге. Василию Александровичу не нравилось то, что гранитные столбики были одинаковой высоты, также как и балясины. Согласно эстетике архитектурного замысла он хотел видеть их на 5 см выше прясел.

Хочу поместить еще одну фотографию ограждений набережной Днепра, израненных осколками авиабомб во время Второй мировой.

Фото взято из книги Д. Малакова, стр. 163. (2010 г.)
Фото взято из книги Д. Малакова, стр. 163. (2010 г.)

4

Четырехэтажный трехсекционный жилой дом жилкооператива «Трансбуд» (1931 г., ул. Тарасовская, при участии архитектора С. А. Титаренко). 

Фото взято из книги Д. Малакова, стр. 159.
Фото взято из книги Д. Малакова, стр. 159.

В 1931 г. Василию Александровичу пришлось поработать вместе с архитектором С. А. Титаренко над еще одной коробкой. Известно, что строительство обошлось в 229 307 рублей. Жилплощадь дома составила 1 208 кв. м (24 квартиры, 72 комнаты).

Тогда же Осьмака пришли снова арестовывать, а он правдиво пошутил, что еще сидит. Так его и оставили в покое.

В 1933 г. В. Осьмаку поручили управление 2-ой архитектурно-художественной мастерской.

 5

Почтамт и наркомат связи (1938-1941 гг., ул. Крещатик, 24-26, при участии архитектора Сергея Германовича); в 1941 взлетели на воздух, также как и здание ломбарда.

Почтамт и наркомат связи должны было выглядеть при новой власти по-новому, в духе упрощенного избавления от старомодного декора. Поэтому на фотографии 1939 г. перед нами предстает советский параллелепипид почтамта с большими прямоугольными окнами, с серым оштукатуренным фасадом, хотя и разделенный по вертикали и по горизонтали пилястрами, поясками и карнизами согласно общепринятым традициям классицизма. Почтамт разместили там же, где и существовала старая почтовая контора, ведь традиционно расстояние от одного населенного пункта до другого измерялось от здания главной почты, которое должно было стоять в самом центре поселения.

Почтамт (справа) и Гранд-отель на Крещатике. Фото 1939 г., взято из книги Д. Малакова, стр. 160.
Почтамт (справа) и Гранд-отель на Крещатике. Фото 1939 г., взято из книги Д. Малакова, стр. 160.

После оккупации Киева немецкими войсками и отступления советских войск из столицы почтамт и наркомат связи были подорваны 24 сентября 1941 г. До этого советские саперы заминировали Крещатик. Взрывы были сняты на пленку немецкими кинооператорами и включены в очередной еженедельник немецкой кинохроники „Die Deutsche Wochenschau“.

Все, что осталось от почтамта В. Осьмака после взрыва в 1941 г.
Все, что осталось от почтамта и наркомата связи, спроектированных В. Осьмаком, после взрыва в 1941 г.

Но есть еще более ранние военные фотографии почтамта и наркомата связи не в лучшем состоянии.

Горит здание Главпочтамта и Наркомата связи
Горит здание почтамта и наркомата связи.
Так выглядело здание Наркомата связи после пожара
Так выглядело здание наркомата связи после пожара.
Место, где построят современный Главпочтамт, на руинах почтамта и наркомата связи.
Место, где построят современный Главпочтамт, на руинах почтамта и наркомата связи В. Осьмака и С. Германовича.
1950-е годы. Строительство Почтампта
1950-е годы. Строительство современного Главпочтампта архитекторами В. Ладным, Б. Приймаком, Г. Слуцким, З. Хлебниковой