Театр и кино

«12 пар глаз», режиссер Кэйсукэ Киносита, 1954 г.

«12 пар глаз» − один из самых престижных и почитаемых фильмов в истории Японии. Это своеобразная ностальгия за счастьем и миром, снятая Кэйсукэ Киносита в 1954 году и принесшая ему «Золотой глобус» в 1955 г.

Кэйсукэ Киносита (яп. 木下惠介, род. 5 декабря 1912 г., Хамамацу, ум. 30 декабря 1998 г., Токио). Выдающийся японский кинорежиссер. Обладатель премии «Золотой глобус» (1955 г.).

Для японской аудитории три года оккупации союзниками после душераздирающего опустошения Второй мировой войны эта тихая, но, в некотором смысле, и трагическая история, основанная на книге Сакаэ Цубои и охватывающая два десятилетия жизни школьной учительницы на небольшом острове и ее первых двенадцати учеников начальной школы, рассматривалась как возвращение к позитивным семейным ценностям и сценической красоте, которые не могли разрушить ни поражение ни лишения.

После многолетней пропаганды и удушающей цензуры зрители начали по-новому смотреть на мир кино и омолаживаться вместе с ним, наблюдая за тем, как невинные дети играют, смеются, поют, плачут и растут

на глазах молодой, умной и ласковой учительницы, которую сыграла Хидэко Такаминэ.

Хидэко Такаминэ (яп. 高峰 秀子, род. 27 марта 1924 г., Хакодате, Хоккайдо, Япония, ум. 28 декабря 2010 г.). Японская актриса, наиболее известна по ролям в кино 1950-1960-х гг.

«12 пар глаз», несомненно, был женским фильмом, в честь выносливости и самопожертвования матерей и дочерей, пытающихся сохранить свои семьи, хотя им это мало удавалось во времена тотального военного помешательства.

Хочу отметить, что фильм не вызывает послевкусие мелодраматической историйки в духе слезливого сериала. Даже наоборот, во время просмотра четко понимаешь, что перед тобой возникает детализированный портрет того, что воспринимается как лучшие качества каждого японца: смирение, настойчивость, честность, любовь к детям, любовь к природе и любовь к миру.

Вместо того чтобы демонстрировать обломки больших населенных пунктов и промышленных центров Японии, Киносита снимает свою повседневную историю на острове Седосима, который является вторым по величине островом во Внутреннем море Японии.

Живописные сельские пейзажи были практически не затронуты бомбами и самолетами Второй мировой войны, и мы не видим ничего, кроме фермеров и их животных, добытчиков карьеров с их молотами и рыбаков с их сетями и лодками. Шурин Киноситы, оператор Хироюки Кусуда, использует диагональный метод съемки, контрасты светло-темного оттенка и длинные мизансцены с выразительными крупными планами, чтобы показать людей, живущих в полной гармонии с их идиллическими горами, полями и береговыми линиями.

В повествовательной линии применяется любимое сценарное построение японской популярной драмы: люди становятся взрослыми или стареют на экране прямо на наших глазах. Мисс Хисако Оиси, учительница, становится пожилой дамой, а ее ученики из маленьких семилетних деток превращаются во взрослых тридцатилетних мужчин и женщин.

Хисако Оиси приезжает в деревню в апреле 1928 года и начинает работать в крошечной деревенской школе. Хотя она и местная жительница, живущая с матерью за бухтой, Хисако шокирует всех своим современным видом, ездит на велосипеде и носит костюм вместо кимоно.

Обсуждая с матерью недружелюбное отношение к себе сельских жителей, Хисако честно и откровенно говорит ей, что не дух превосходства движет ею при выборе велосипеда и рабочего костюма, а чистое удобство. Ведь она живет в девяти милях от школы, то есть слишком далеко, чтобы ездить в длинном и путающемся кимоно на велосипеде каждый день по пыльной дороге и камням при любой погоде.

Практический подход к жизни Хисако демонстрирует тем, что переделывает свое старое кимоно на современный костюм, а велосипед она берет к кредит.

Самое главное, при всей своей внешней современности девушка сохраняет смиренное поведение всегда, даже когда подвергается критике перед своими учениками.

Сельская жительница кричит на Хисако, которая не смеет возражать.

Киносита строит отношения мисс Оиси с учениками не через тяжелый труд в классе, а при помощи постоянного общения и прогулок на открытом воздухе, песен и игривости.

Но однажды еще глупые и в полной мере жестокие ученики выкапывают в песке возле школы небольшую ямку, призывая мисс Оиси подойти к ним, чтобы посмотреть на морскую раковину. В результате случается непоправимое: у Хисако случается вывих лодыжки, поскольку она неудачно попадает ногой в яму, так что ей приходится бросить и свой велосипед и отдаленную работу.

Ее маленькие ученики, скучающие со своим новым учителем (Чису Рю), очень хотят увидеться с мисс Хисако и решаются отправиться без еды и воды за бухту, чтобы найти ее дом.

Полуголодные и уставшие, они встречают Оиси по дороге, когда девушка после визита к врачу возвращается домой.

Хисако приводит всех своих учеников к себе в дом, а ее мать готовит и угощает всех детишек огромным количеством лапши. Позднее дети будут вспоминать, что эта лапша показалась им тогда деликатесом.

На следующий день пакеты риса, бобов, сушеной рыбы и других продуктов питания приносят в дом мисс Оиси от родителей спасенных учеников. На костылях учительница отправляется в деревню, чтобы лично поблагодарить каждую семью. Киносита относится к этому проявлению традиционной японской вежливости и смирения с нежным юмором, поскольку мисс Оиси путает подарки людей, и некоторые признаются, что передавали другие продукты, а не те, за которые их благодарят. Деревенские жители начинают уважать и любить Хисако, поскольку в ней они видят по-настоящему любящего детей человека.

После встреч с родителями Хисако говорит своим ученикам, что вернуться в школу она не сможет по состоянию здоровья, поэтому все вместе они делают общую знаменитую фотографию на память, которая является кульминацией всего сюжета, ведь в конце фильма многих учеников не будет в живых по разным причинам: практически все мальчики погибнут на войне, одна девочка умрет от туберкулеза.

История развивается дальше. Проходит пять лет, пока мисс Оиси преподает в старшей школе, которая находится поближе к ее дому. Когда она выходит замуж за моряка, ее бывшие ученики приезжают, чтобы увидеть будущего мужа любимой учительницы.

Через пять долгих лет ученики возвращаются к своей учительнице, перейдя в старшие классы школы, где теперь работает Хисако. И тут возникают проблемы иного рода:

  • Хисако приходится скрывать свой миролюбивый настрой и избегать разговора с учениками на мирные темы, а наоборот воспитывать в детях будущих военных, патриотов страны. Япония стоит на пороге войны, проводятся массовые аресты людей с левыми взглядами, изымаются все книги, призывающие к борьбе с насилием. Хисако и ее ученики читают в классе одну из таких книг, обсуждая проблему капитализма и коммунизма. В результате, директор вызывает Хисако на ковер и приказывает ей молчать, дабы не подвергнуться аресту.

  • Одна из учениц Хисако, Мацуэ, подвергается насилию со стороны отца после смерти матери и маленького брата. Он больше не пускает дочь в школу и продает ее хозяйке городского ресторана. Хисако не удается разрешить этот конфликт. Позднее она встречает Мацуэ в городе: лишенная радостей, девочка-подросток прислуживает в грязненьком ресторанчике и стыдится своей учительницы. Но Хисако лишь испытывает жалость и огромную любовь к этому брошенному существу.

  • Хисако постоянно приходится сталкиваться с неурядицами в жизни своих подопечных, связанными с денежными проблемами их родителей. Ей в очередной раз необходимо проявить стойкость и редкостное терпение, чтобы не расплакаться вместе с другой девочкой, чья семья обанкротилась и теперь вынуждена уехать из собственного дома. Надежды и мечты малышки рушатся, а Хисако не может ничего для нее сделать, потому что она всего лишь учительница.

  • В течение небольшого промежутка времени Хисако теряет многих учеников: практически все мальчики уходят в военную школу после 6-го класса, только один отправляется в город, чтобы работать в ломбарде. Он и переживет войну целым и невредимым.
  • Хисако подозревают в коммунистических взглядах, ей нечем дышать, но она вынуждена смириться.

Кульминацией предвоенного периода, когда обоюдное счастье учительницы и учеников еще возможно, становится поездка по достопримечательностям на пароходе. Эта поездка, также как и общее фото, сделанное в первом классе, станут вечно почитаемыми воспоминаниями для Хисако и ее подопечных.

Поразмыслив и обсудив свое разочарование с мужем, Хисако оставляет школу. Она целиком посвящает себя семье. Но выбор в пользу семьи девушка делает не потому что устала преподавать, а потому что она не может заставить себя поощрять мальчиков становиться солдатами, за что ее обвиняет в трусости старший сын.

В ходе войны Хисако теряет мать, ее муж будет убит на фронте, а ее маленькая дочь умрет в результате несчастного случая, упав с дерева в поисках яблок.

Когда наступает август 1945 года, и император впервые говорит с нацией по радио, чтобы объявить о капитуляции, Хисако, кажется, становится единственным почитателем радостной новости. Она счастлива от того, что никто больше не умрет из-за войны.

Позволю себе отметить, что режиссер вовсе не стремился продемонстрировать нам послевоенную Японию, разорванную и бедную, он хотел показать на примере одного человека, что жизнь намного важнее смерти за Императора или пустозвонной защиты уже капитулировавшей родины-агрессора.

Пусть общество острова Седосима и бедно, но оно не затронуто бомбами и насилием войны. Именно в этом случае важны слова Хисако, высказанные будущим мальчикам-военным, которые были ее учениками, что она любит обычных лавочников или фермеров больше, чем военнослужащих высокого статуса. Этим она хотела сказать, что жизнь для нее важнее смерти.

В целом, Киносита создал не пропагандитский фильм и не слезливую элегию, а полотно жизни, с ее горестями, потерями и потрясениями. Повествование фильма, его мирный посыл, сосредоточен вокруг отношений Хисако с людьми, учениками, семьей. Она лелеет своих учеников и видит ребенка в целом, учитывая его или ее домашнюю ситуацию, детские предпочтения и вкусы. Хисако советует, поощряет и наставляет, но не давит, не оказывает агрессивное влияние. Она без колебаний принимает критику родителей и директоров школ, но никогда не бросает ребенка.

Хисако − отличный пример учителя, четко следующего своим принципам. Понимая, что ее борьба или попытки кому-то навязать свое мнение ни к чему хорошему не приведут, она оставляет преподавание. Но после войны, уже в пожилом возрасте, она вновь возвращается к своей профессии в той самой старой школе, и по счастливому стечению обстоятельств ее учениками становятся дети тех первых птенцов, за которых ей пришлось столько пострадать.

Уже взрослые бывшие ученики Хисако находят свою учительницу и дарят ей велосипед, чтобы она могла вновь добираться до школы, как и раньше преодолевая 9 миль туда и обратно.

Есть две финальные сцены, которые мне импонируют больше всего. Это посещение Хисако сельского кладбища с одной из своих учениц, где она находит могилы мальчиков, так стремившихся стать военными. Здесь она высказывает откровенное мнение о том, что, вероятно, эти мальчишки получили то, что хотели. Как бы ни жестоко это звучало, но Хисако говорит правду. Вся Япония лежала в могиле после проигранной войны. Она получила то, что хотела.

Из 12-ти малышей, которых когда-то учила Хисако, ей удалось встретиться только с 7-ью взрослыми бывшими учениками. На кадре внизу отсутствует еще один молодой человек, который не воевал, а стал служащим ломбарда, поэтому ему удалось остаться целым и невредимым, в отличие от слепого парня, который опоздал на встречу с учительницей.

Фильм 1954 г. был переснят в 1987 г. в новой версии на цветную пленку. Оставшиеся после съемок декорации решили использовать для создания экодеревни Nijū-shi no Hitomi Eiga Mura (24 Eyes Movie Village), чтобы сохранить ностальгическую атмосферу прошлых лет. Недалеко от экодеревни сохранилось здание старой школы, которую использовали для съемок еще в 1954 г.