В селе Бзов Барышевского района тоже находится симпатичная церковка, посвященная Святому Николаю. К сожалению, мне не удалось найти много информации о самом селе и церкви. Тем не менее, церквушка заслуживает внимания, хотя судя по ее состоянию и неаккуратно обновленному притворному крыльцу, никто особо не переживает о проблеме ее историко-аутентичной сохранности.
Но обо всем по порядку.
Бзов, исторические факты
- Село возникло в 1780 году согласно письменным источникам. Но вот выходит некоторая несостыковка из-за карты Киевщины 40-ых гг. 17 ст. из семейного фонда князей Радзивиллов, которая попала в ЦГА Украины из Минска. На карте всего 31 пункт, и Бзов (Bzow) тут присутствует (Т. Люта. Джерела до історії київського землеволодіння та рукописна карта Київщини 40-х років ХVІІ ст.).
- Существует несколько версий происхождения названия села:
- от фамилии помещика Бузова, впоследствии одна буква выпала, и получилось название «Бзов». Но поселение было основано реестровыми казаками, так что помещик маловероятен.
- татарское происхождение, так как «Бзов» в переводе означает «теленочек», но это тоже маловразумительно.
- Село стоит на берегах речки Ильты или Альты, той самой реки, где произошло знаменитое сражение в 1068 году на реке Альте близ Переяславля между русскими дружинами князей Изяслава Ярославича, Святослава Ярославича и Всеволода Ярославича и половецкими войсками во главе с Шаруканом Старым, в которой Ярославичи были разбиты.
- Согласно грамоте царей Ивана, Петра и царевны Софьи село Бзов, как и, к примеру, Ходосовка, Подгорцы, принадлежали Вознесенскому монастырю, который был объединен с Флоровским монастырем по причине необходимости постройки арсенала в Киеве. А это 17-18-ый вв. (стр. 2, ст. «До історії землеволодіння київських Флорівського та Вознесенського монастирів у XVI-XVII ст., автор Т. Люта).
- До 1917 года в приделах села находилось около трех тысяч гектаров земли. Но только тысяча принадлежала крестьянским хозяйствам, остальное принадлежало помещику.
- Также я нашла интересный рассказ защитника Киева во время Второй мировой войны Адриана Галябарника о народном ополчении 1941 года. Сам ветеран попал на фронт по ошибке в 15 лет. Он упоминает село Бзов в следующем контексте:
А) Как наши войска покидали Киев? Каким был путь отступления?
– Утром 18 сентября поступил приказ оставлять позиции. Наше подразделение забрали из Дарницы, слили с полком НКВД. И начался наш боевой путь по направлению Киев-Харьков, через Борисполь. Дорога была забита колоннами. Я видел наши бронепоезда, взорванные немцами. Мы прошли с боями Борисполь, Иванков, Бзов, дошли до села Борщев. Здесь форсировали болото и реку Трубеж. Затем в ночном бою брали Березань. Тогда погибло много моих товарищей из Киевского комсомольского полка.Б) В тех условиях было трудно понять ситуацию. Что непонятного было для Вас во время отступления?
– Когда отправлялись, нас вместе с полком НКВД поставили на оборону довольно странной колонны. Часть машин были в ней легковыми, часть грузовыми, были и «эмки». Мы шли с боями, под страшным кинжальным огнем, немцы обстреливали колонну со всех сторон. Вышли на Бзов. Потом оказалось, что мы с бойцами НКВД прикрывали отход из Киева управления города и руководства государственного банка.
-
В «Истории городов и сел Украинской ССР» начала 1970 года о Бзове было написано пару таких строчек: «(пер.) …Население – 846 человек. На территории села находится первый отдел Морозовской птицефабрики… Есть клуб, библиотека и начальная школа, директором которой до 1963 года работала заслуженный учитель школы УССР Н. С. Бурко…».
- Из знаменитостей села Бзов следует упомянуть имя Александра Ивановича Сердюка, который был украинским советским актером, театральным режиссером, педагогом. Народным артистом СССР Сердюк стал в 1951. Также получил две Сталинские премии (1947 г., 1948 г.).
- До історії землеволодіння київських Флорівського та Вознесенського монастирів у XVI-XVII ст., автор Т. Люта
- Т. Люта. Джерела до історії київського землеволодіння та рукописна карта Київщини 40-х років ХVІІ ст.
- Речка Ильта
- Бзов
- Интервью Председателя Киевского городского Совета ветеранов народного ополчения Адриана Галябарника
- А. И. Сердюк
Теперь же вернемся, собственно, к виновнице этой публикации, а именно церкви Святого Николая.
Церковь Святого Николая (кон. 19 в., УПЦ МП)
- Церковка расположена на равнинной территории, что обычно нехарактерно деревянным казацким церквям, которые любили располагать на возвышениях.
- Церковь сооружена из деревянных брусков горизонтально встык.
- Имеет аляповато-желтые треугольники верхней части декоративных наличников на окнах барабана купола. Немного солнечной краски и придает церковке хоть какое-то очарование.
- Колокольня церкви шатровая, купол увенчан луковичной главкой.
- Надвратные иконы зарисованы синей краской или уже просто смыты временем, кроме иконы Святого Николая при входе в храм.
- Настоятелем церкви служит иерей Василий Кость. Очевидно, при нем была предпринята попытка слишком современной реставрации паперти, что совсем не вяжется со стилем церкви.
Но самое интересное и смешное – это соседство церкви с великолепным морским корабликом здания местного кафе и морозоустойчивыми пальмами. Они выглядят намного роскошнее церкви, так что духовная жизнь идет ко дну, а мирское преобладает.
Кстати, точно такую же пальму мы увидели за селом Сулимовка по дороге на Малую Старицу. Как по мне, так неплохо смотрится. Едешь в такую снежную погоду по дороге местного значения, а глаз просто не нарадуется, поэтому мы остановились и сделали фото.