Музеи

Нежин, картинная галерея Нежинского государственного университета им. Н. Гоголя

Залы № 2 и № 3

Я не хочу композиционно разделять эти залы, потому что непосредственно в них и хранятся полотна, подаренные Гимназии высших наук графом А. Г. Кушелевым-Безбородко. Конечно же, здесь вы не увидите все 175 полотен, но каждый найдет что-то для себя.

Я попыталась выбрать те композиции, которые привлекли мое внимание. Полотна очень темные, поскольку по словам нашего экскурсовода не подвергались реставрации еще со времен 25-летия лицея. Так что подчас очень сложно рассмотреть отдельно взятые фигуры или сложить общее впечатление о картине. Кроме того, времени на ознакомление давалось мало.

Итак, начнем раскрывать секреты великих мастеров.

art-gallery 14
Портрет Людовика XIV (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand), (род. 5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле, ум. 1 сентября 1715, Версаль)). Художник неизвестен, кон. XVIII в.

На портрете Людовик изображен в платьице. Зачем это было нужно? Версий существует много. Но одна из них, по-моему, вполне соответствует религиозным верованиям прошлого: в прошлые века была высокая смертность среди младенцев-мальчиков, а так как мальчик был наследником престола, то он автоматически являлся мишенью для врагов династии. Одевая его в женские наряды, пытались уберечь его жизнь в самом нежном возрасте, скрывая его истинный пол.

Возможно, также мальчику было намного легче справлять свои физиологические потребности в женском наряде.

Впрочем, портрет очень милый, а Людовик пока что просто малыш, которому еще далеко до настоящего Короля-Солнце. Но это всего лишь на первый взгляд. В руках у Луи можно увидеть виноградную лозу и кувшин: символы богатства и изобилия.

Виноград – один из самых древних солнечных символов плодородия, изобилия и богатства. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения. С вином же, произведенным из винограда, дело обстоит значительно сложнее. С одной стороны, вино, развязывающее языки молчунам и лицемерам, выступает символом истины. Подтверждение тому можно найти и в латинском афоризме: «Истина – в вине» и в русской поговорке: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Помимо этого значения, вино рассматривается как аллегория радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.

Я не люблю заниматься трактовкой символов, но допустим, что художник позволил себе немного интерпретировать разноплановость жизни Людовика, поскольку ему уже было все известно, ведь картина написана позже правления венценосного монарха. Людовик не страдал от недостатка детей, средств и льстивых придворных. Он любил жизнь, радовался ей и правил дольше любого монарха Европы, но в нем были и темные стороны: множество любовниц, расточительность и себялюбие, а также непомерная гордыня, а под конец жизни – ханжеская набожность.  Фактически, под старость у Людовика остался всего лишь один наследник, поскольку все остальные были либо незаконными, либо трагически умерли, преждевременно покинув Короля-Солнце.

Возле ног малыша еле проглядывается эфес шпаги. А вот тут возникает другая трактовка характера Луи: поскольку шпага лежит возле ног, это означает, что правление Людовика отличалось гладкостью и твердостью под справедливым оком суверенного монарха. Хоть король и вел многочисленные войны: то с Нидерландами, то за испанское наследство, но централизация власти и управление при помощи различных советов помогли ему привести Францию к апогею развития в 17 в.


art-gallery 15
Венера Медицейская. Неизвестный художник, XIX в.

Конечно же, Венера Медицейская – это мраморная статуя-копия богини Афродиты, выполненная в 1 в. до н.э., вероятно в Афинах, на основе греческой бронзовой статуи, которая, в свою очередь, копировала черты Афродиты Книдской, выполненной скульптором Праксителем в 4 в. до н.э. В XVII веке Венера находилась в папском собрании и вызывала восторги всех гостей Вечного города.

Venus_de_Medici

В 1677 году ее приобрели для своего собрания Медичи; с тех пор она носит их имя и хранится в Уффици.

Обращаю внимание на то, что статуя везде изображена фронтально. Но на полотне в картинной галерее Нежина можно видеть задний ракурс скульптуры.


art-gallery 16
Копия картины Ж. Греза. В картинной галерее Нежина она называется («Девушка с цветами возле водоема»), но настоящее название картины: «Разбитый кувшин» (фр. La cruche cassée). Копия выполнена в 18 в., как и настоящее полотно, которое было создано в 1771 г.

Вначале вспомним историю создания оригинала.

300px-La_cruche_cassee

Картина была написана в 1771 году и пользовалась популярностью у современников художника. На ней изображена молодая девушка, едва вышедшая из детства. На правой руке у девушки висит разбитый кувшин. Трещина на нем и положение рук девушки расцениваются как намек на потерю невинности.

Картина была конфискована во время революции и в настоящее время находится в 51-м зале на 2-м этаже галереи Сюлли в Лувре.

Так почему же оригинал и копия имеют разные названия? Ответ очень прост: поскольку Гимназия высших наук была сугубо мужским заведением, где учились мальчики-подростки, им не нужно было знать о таких аспектах, как потеря невинности, поэтому копия была переименована, что, в сущности, считается нелицеприятным действием.


art-gallery 17
Автор: Пьер Миньяр. Портрет женщины, XVII в.

О Пьере Миньяре и стилистике его живописи стоит сказать пару хвалебных слов. Главным достоинство его живописных полотен является сильный, гармоничный колорит. Но в них он платил дань своему времени, пристрастному к изысканности и внешнему блеску: композиция его картин театральна, грациозность его фигур граничит с жеманностью, экспрессия страдает некоторой фальшивостью.

Одним из лучших мастеров во всей французской школе Миньяр все-таки стал не в мифологическом и не историческом жанрах, а в жанре портрета. Блестящий рисовальщик, чувствующий гармонию цвета, умеющий тонко польстить модели, он создает целую портретную галерею своих современников. Его кисти принадлежат многочисленные портреты придворных, фавориток короля и самого Людовика XIV, которого он писал около десяти раз. Пробовал он себя и в монументальной живописи, но, к сожалению, фрески руки Миньяра не сохранились.

На портрете изображена женщина с интересной аномалией: полидактилией на правой руке. Ее причины, кроме того, что это наследственная аномалия конечностей, до сих пор не выявлены.

Портрет выполнен в голубых и зеленовато-серых тонах. Руки женщин настолько прекрасны, что ее образу никак не мешает наличие шестого пальца на правой руке.


art-gallery 19
Автор: А. Молинари. Пастух с младенцем, XVIII в.

Почему мне нравится эта картина? Наверное, своей живостью и наивностью, добротой и кротостью. Здесь четко проявляется портретный стиль Молинари. Но в то же самое время отсутствуют помпезность и напыщенность. Перед нами чистота и непорочность святого младенца и кротость его спутника. Он играет с ребенком, отдаляя от рук младенца виноградины.

После приезда в Россию Молинари стал любимым художником русской аристократии, благодаря ее неискоренимой страсти к художникам-иностранцам. В 1807 году русская публика восторженно именовала Молинари «превосходным художником портретистом в миниатюре, маслом и пастелью». Он писал Александра I, членов его семьи, представителей петербургской и московской знати, артистов и многих других.


art-gallery 110
Автор: Перетти. Руины храма, XVII в.

Для меня имя автора остается пока загадкой, поскольку мне известен Джованни Доменико Ферретти, который мог быть автором этой картины, так как время его жизни и творчества подходит под указанный период. А вот под фамилией Перетти мне известен только живописец Ахилл Перетти, который родился в середине 19 в.

Тем не менее, картина просто потрясающая. Огромный храм под сенью еще более гигантских деревьев. А посреди величественных руин спокойно прогуливаются две маленькие человеческие фигурки, которые больше напоминают муравьев, чем влюбленную пару. Вверху голубеет ясное небо и светит яркое солнце, господствуют кроны деревьев и капители полуразрушенных колонн. А внизу веет легкой прохладой и томным величием. Люди среди всего этого полуразрушенного великолепия затеряны во времени и пространстве. Им отведена второстепенная роль.


art-gallery 111
Автор: Алессандро Маньяско. Пейзаж, XVII в.

Сказать по правде, картинная галерея Нежинского университета наполнена многочисленными полотнами на библейскую и мифологическую тематику, но вот жанровой живописи, а именно в некоторой степени буколических картин, очень мало.

Это полотно привлекло мое внимание, потому что на нем отображена жизнь обычных крестьян на фоне мирного сельского неба.

Если говорить в целом о стилистике живописи Маньяско, то его произведения выполнены энергичными ударами кисти, колорит – мерцающий, с преобладанием коричневых и оливковых тонов. Творчество его проникнуто трагически-обнаженным ощущением ничтожества человека перед лицом слепых сил и социальной действительности. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. Художник использовал особый метод нанесения мазков поверх окончательного слоя. Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган.


art-gallery 112

Великолепная картина в стиле барокко. Перед нами стоит каменный город, монументальность которого подчеркивают геометрически четкие, выписанные ровными рядами дома. Где-то вдалеке выше горизонта слабым светом мерцает небо, раздаривая блеклые лучи заходящего солнца. Справа мелькают тонкие фигурки людей. Возможно, они бредут домой после рабочего дня, проведенного где-нибудь на пастбищах или в отдаленных деревнях. Перед городом громоздится грязная лужа в виде небольшого вечно непросыхающего озера. Люди привыкли жить возле нее, они расстаются и встречаются возле этого водоема. Лужа и город воплощают обыденную жизнь, в которой каждому жителю приходится барахтаться с мук рождения и до самой смерти.


art-gallery 113

Перед нами полнится жизнью и кишит народом обычная таверна. Вокруг готовится обед или ужин, женщина-служанка несет жареное мясо на вертеле. Повсюду валяется посуда, пожилая женщина потрошит птицу, а более молодая что-то толчет в ступе. Мальчик-подросток лезет в мешок, чтобы достать необходимую для приготовления снедь. Три фигуры: две женщины и мальчик составляют центр полотна. Остальные участники как бы по диагонали довершают композицию. Служанка противопоставляется сидящим за столом двум приезжим. А женщина с корзиной и мужчина в красном одеянии – бродяге с перевязанной ногой, к которой прильнули собаки. Но есть еще несколько участников действия. Возле двух ожидающих угощения мужчин сидят ребенок и женщина, которая еле заметна на фоне всей этой неразберихи. А по правую руку от сидящего во главе гостя стоит еще одна служанка. Так что шесть женщин и четверо мужчин композиционно соединяют друг друга.

Но таверна не так уж мала. Позади женщины в зеленом одеянии виднеются еще несколько пирующих фигур.

Картина наполнена броской цветистостью и динамичностью. Фоновые герои выписаны незаметно, но легкий световой штрих выделяет их черты или движения. Создается впечатление, что таверна открыта на античной вилле: вокруг подымаются колонны, зияют арочные своды, и вниз уходят мраморные ступени римского бассейна.


art-gallery 114

Может ли белокурая девушка с девственной грудью так увлеченно читать? Очевидно, может. Световые штрихи умело падают на ее пухлые губы, выделяя темные брови и легкий румянец на щеках. Она совсем еще девочка, в которой нет и тени похотливости или соблазна. Просто одежда незаметно опустилась на плечо, и нашему взгляду предстала едва развившаяся девичья грудь. Пройдет время, и у нее, матери семейства, будет огромное количество хлопот, среди которых она позабудет о своем былом увлечении. При виде этого портрета можно замереть, залюбовавшись тонкими длинными пальцами, округлыми формами и прекрасным лицом. Она способна покорить любое сердце, даже самое черствое и холодное, ибо она воплощение совершенства.


art-gallery 115
Флорентийская школа. Река Арно, XVI в.

Для изобразительного искусства Флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка. Позже утверждение образа идеально прекрасного человека приняло в произведениях мастеров школы возвышенный, а порой и героико-драматический характер.

На полотне в зарослях камыша перед взором зрителя предстает сидящий в несколько искусственной позе обнаженный молодой человек, скорее полубог, чем просто представитель рода человеческого. Картину нужно рассматривать на месте, потому что фотография не способна передать сочетание зеленой краски и позолоты. Мне показалось, что полотно не закончено, поскольку при всей четкости фигуры пейзаж явно лубочен: в нем нет оттенков, не передана красочность водной глади и переливчатость растений, отсутствует какой-либо фон.


art-gallery 116

Этот портрет поразил меня своей игривостью. Казалось бы, старый, уважаемый человек, а шапка набекрень, хотя в глазах нет и тени удали. Лицо морщинисто, во рту, очевидно, нет зубов, но одежда богата и оторочена мехом. Так что повидавший жизнь старик дожил до преклонных лет с честью и достоинством. Усталые глаза, огромный нос и седая борода: три элемента, характеризующие преклонный возраст, в котором так недалеко до непреклонной смерти.


art-gallery 18
Вид на правую и часть фронтальной стены зала № 3. Здесь расположены полотна на библейскую и мифологическую тематику.

Я очень жалею, что картинная галерея не предлагает посетителям хотя бы брошюру или небольшой каталог с именами художников и названием полотен, чтобы можно было ассоциативно вспомнить экспозицию каждого зала. Очевидно, сотрудники боятся краж, что вполне вероятно, поскольку специально нанятый охранник для защиты коллекции не предусмотрен, а сидящий внизу божий одуванчик вряд ли способен отличить вора от студента.

А. Ахматова. Художнику

Мне все твоя мерещится работа,
Твои благословенные труды:
Лип, навсегда осенних, позолота
И синь сегодня созданной воды.

Подумай, и тончайшая дремота
Уже ведет меня в твои сады,
Где, каждого пугаясь поворота,
В беспамятстве ищу твои следы.

Войду ли я под свод преображенный,
Твоей рукою в небо превращенный,
Чтоб остудился мой постылый жар?..

Там стану я блаженною навеки
И, раскаленные смежая веки,
Там снова обрету я слезный дар.