Зал № 1
На фото миниатюры размещено полотно художника С. Ф. Шишко с изображением осени в прекрасной цветовой гамме багряно-желто-зеленых оттенков роскошного хвойно-лиственного леса.
Именно творчеству этого художника посвящен зал № 1.
Родился Шишко Сергей Федорович 25 июня 1911 года в селе Носовка Нежинского района на Черниговщине в семье ветеринарного врача. В 1919 году вместе с родителями переехал в город Нежин. Здесь в начальной школе получил первые уроки у учителя рисования П. Лапы, которого он всегда вспоминал с большим уважением и любовью. Именно этот учитель сумел привить своему ученику любовь к искусству и помог первыми практическими уроками и профессиональными советами, что сыграло значительную роль в становлении Сергея Шишко как художника с собственным почерком.
В 1929-33 годах С. Ф. Шишко учился в Киевском художественном институте у Ф. Кричевского. В 1943 году окончил Ленинградскую Академию художеств, где его преподавателем был Б. Иогансон.
Звание Народного художника Украины он получил в 1964 г., а звание Народного художника СССР – в 1974 г.
В 1982 году Шишко стал лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко.
Большую часть своей жизни Сергей Федорович прожил в Киеве, где и создал свои самые значительные картины.
Работы художника представлены в Национальном художественном музее Украины, Симферопольском, Сумском, Одесском, Черниговском и многих других художественных музеях и частных коллекциях, включая и зал № 1 картинной галереи Нежинского государственного университета.
Картины С. Ф. Шишко находятся в частной коллекции нынешнего Президента Украины П. Порошенко.
Средняя стоимость картин С. Ф. Шишко на рынке антиквариата достигает десятков тысяч долларов.
К примеру, картина Шишко «В киевском парке» стоит порядка ста тысяч долларов.
Но вернемся к некоторым работам этого художника в картинной галерее Нежина. Еще раз обращаю внимание, что фотографировать очень трудно из-за запрета, поэтому размещаю фотографии всего лишь нескольких полотен.
На стене возле сохранившейся печи расположены разноплановые полотна: с изображением зимнего пейзажа, летнего знойного пути, непослушно разлившейся реки и покрытых травами склонов, полуобнаженной и готовой к распутице весны и двух социалистически жизнерадостных трудящихся.
Картины Шишко нужно рассматривать издалека, отойдя на несколько метров в глубину зала, а потом вновь приближаться к полотнам, чтобы рассмотреть технику написания.
Мне импонирует его скромный и жизнерадостный стиль. Он много рисовал на тему Киева, потому его пейзажи сразу же соотносятся со знакомыми мне местами.
Шишко пережил ужасную трагедию в своей жизни: смерть горячо любимой дочери, которая умерла совсем юной, будучи тоже талантливой художницей, как и ее отец. Тем не менее, Сергей Федорович не впал в серое отчаяние в творчестве, оно продолжало быть его отдушиной: яркой и физически осязаемой.
Я лично испытала чувство непосредственного внедрения в его пейзажи. Я могла стоять на пыльной дороге, дышать нежной весной, ходить по горам и пить воду из разлившейся реки. Все это возможно, потому что Шишко научил природу жить на своих полотнах.