Заказы ОГПУ в районе Липок
В личном листе члена Союза архитекторов СССР с 1935 г. В. Безпалый, один из тех студентов, которые должны были работать вместе с В. Осьмаком, обозначил следующие вехи своего творчества и жизни при переоформлении этого листа в 1973 г.:
- С марта 1930 г. по февраль 1931 г. пребывал на должности архитектора Стройотдела областного НКВД.
- К авторским работам этого периода отношу: Театр юного зрителя (1931-1932 гг.), столовую областного НКВД (1931-1932 гг.), комплекс жилых домов для областного НКВД (три дома) (1932-1933 гг.), надстройку административного здания областного НКВД (ул. Розы Люксембург, 16) (1932 г.), стадион «Динамо».
- Остальная часть проектов, включая набережную Днепра в Киеве, исполнялась мною уже на свободе.
В. Безпалый нигде и никак не заикнулся о том, что он тесно сотрудничал с В. Осьмаком, пользовался его советами и поддержкой. От Безпалого этого и не требовали.
В личных воспоминаниях В. Безпалый упоминал о том, что считает себя первым автором и клуба ОГПУ, и набережной Днепра, поскольку молодому составу не хотелось проектировать в духе классицизма и неоампира. Осьмак задавал план действий, идею, а фасады делали молодые специалисты, следуя веяниям Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier). В. Осьмак только говорил своим подопечным: «Вам виднее».
До 1932 г. шарашкинцы сидели на ул. Розы Люксембург, 16.
1
Клуб ОГПУ (1931-1932 гг., ул. Липская, 15/17), ныне это Киевский академический театр юного зрителя на Липках.
Клуб ОГПУ, поверьте, выглядел совсем иначе. Он был спроектирован в кубических объемах, которые и должны были проявлять функциональность здания. Каждому помещению был придан свой кубический размах. Все внимание уделялось решению пространственно-плановой структуры сооружения, но не декоративному характеру. Здание должно было быть простым, рациональным, разве что оштукатуренным церезитовым раствором.
Публикация 1932 г. констатировала следующее (на языке оригинала): «Клюб робітників ДПУ. Нове будівництво його здійснено 1931 р. за проектом Будбюра ДПУ під керівництвом В. А. Осьмака. Роботи провадив «Житлокоопбуд». Вартість − 216 000 крб. Обсяг 7 950 куб. мтр. Місткість залі 500 чол.».
В 1980-х гг. здание было реконструировано, фасад модернизирован и дополнен. Проектом занималась архитектор Вера Михайловна Ступникова, за что получила Государственную премию Украины по архитектуре в 1993 г.
2
Надстройка над особняком графини Уваровой (1932 г., ул. Липская, 16).
В. Безпалый вспоминал, что во время возведения надстройки над особняком с группой шарашкинцев вместе работал и сидел бывший десятник, который возводил стены дома для Уваровых. Теперь ему приходилось все это разбивать кайлом, а именно верхние ряды кирпича. Он страшно сердился, что строил особняк когда-то на совесть.
3
Соседний дом (ул. Липская, 16 А) и переход к нему на уровне второго этажа.
Этот дом получил простой фасад с большими окнами в стиле конструктивизма, без каких-либо украшений. В принципе, если вспомнить две предыдущие гимназии, спроектированные Осьмаком, то вот нам и функциональность, и простота, и обилие света.
4
Столовая рядом с клубом ОГПУ (1931-1932 гг, ул. Липская, 15). На данный момент (2016 г.) выкрашена в ужасный кислотно-зеленый цвет, что совершенно портит здание.
Изначально столовая была совершенно простой, без каких-либо архитектурных орнаментов. Все, что мы видим сейчас, хотя и сложно что-либо разглядеть под нынешним кисло-зеленым цветом, было добавлено позже. На фото сверху цвет лучше и скромнее. По Липской мне лучше не ходить теперь в солнечную погоду, потому как подташнивает от вкуса владельца.
Хотя 24-го октября 2016 года, почти что в 22:00, мне как-то даже понравилась полностью обновленная столовая ГПУ, снующие в середине официанты в фартучках и ярко блещущий свет дорогого ресторана. Жаль, военных я там не увидела.
5
Три жилых дома во дворе (1932-1933 гг., ул. Липская, 15 А, Б, В).
В домах Б и В междуоконные пространства выкрашены в красный цвет. Такая ленточность украшения фасадов была характерна архитектурной Европе того времени.
6
«Клуб Н-го полка войск ОГПУ им. тов. Реденса» на пересечении нынешних улиц Богомольца и Пылыпа Орлика (ул. Богомольца, 10).
В данный момент мы видим совершенно другое здание, поскольку оно было реконструировано, но на фотографии 1931 г. клуб выглядел так:
На фасаде здания четко виднеется надпись, кому посвящен сей храм искусства. Кем же был товарищ Реденс?
Всего лишь польским большевиком, другом Железного Феликса, мужем сестры жены И. Сталина Н. Алилуевой.
В конце 20-х гг. и до февраля 1933 г. Стах Реденс занимал должность начальника ГПУ Украины, проводил чистки среди петлюровцев, священников УАПЦ, был ответственен за голод и раскулачивание.
Позже Реденсу отдали в управление НКВД Москвы, а потом он работал в Грузии и Казахстане, но в 1938 г. его расстреляли по приказу Берии. Правда Реденса реабилитировали во времена Хрущева, но надпись на здании в 1938 г. быстренько сняли.
Здание изначально планировали с учетом интересов трудящихся: создали удобный зал для зрителей, большую сцену, рационально разместили служебные помещения. На фото с крыши торчит огромного размера вентиляционный дефлектор системы инженера Григоровича. Имеется и флагшток, прикрепленный к стене и поднятый выше крыши.
Нельзя сказать, что здание выглядело уродливо или несоразмерно. Архитекторы в полной мере использовали его угловое расположение.